0
770
Газета СНГ Интернет-версия

20.07.2001 00:00:00

Российский конь и европейская лань

Тэги: гражданство, закон


НОВЫЙ Закон о гражданстве депутаты российской Госдумы будут принимать уже осенью, так как не успели перед летними каникулами обсудить два законопроекта - внесенный депутатами Государственной Думы и так называемый президентский, подготовленный Комиссией по вопросам гражданства при президенте РФ. Дискуссия между разработчиками двух вариантов носит концептуальный характер, в том числе и по вопросам правовой защиты наших соотечественников. Именно поэтому и не представилось возможным, как предлагали некоторые из депутатов, объединить два проекта в один на основе взаимных компромиссов, ибо в одну телегу нельзя впрячь упорного российского тяжеловоза (парламентский вариант) и трепетную европейскую лань (президентский проект, который согласовывался с экспертами Совета Европы и оценен ими как один из лучших в мире).

По словам заместителя председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Анатолия Чехоева, в президентском проекте Россия предстает не государством с тысячелетней историей и своими обязанностями по отношению к соотечественникам, а как новое государство, чья история начинается только с 1991 г. По мнению депутатов, в думский законопроект вводится понятие "соотечественники" именно как правовая категория. Заметим, что в проекте парламентариев отражены и такие понятия, как "гражданин Союзного государства" и "гражданство Союзного государства" (чего нет в президентском варианте), что объективно следует признать шагом вперед в развитии Российско-Белорусского союза, основополагающие правовые вопросы в рамках которого не решаются годами (в том числе и проблема союзного гражданства).

Сам термин "соотечественники" до сих пор кажется многим юристам весьма спорным, в том числе и руководителю группы разработчиков "президентского" варианта, доктору юридических наук Олегу Кутафину. К тому же, по его мнению, "будь депутатский проект реализован, он бы разорил страну". Поскольку гражданство - это еще и пенсии, и различные пособия, и прочие выплаты из российского бюджета. Это, несомненно, камешек в огород ст. 14 депутатского законопроекта, где чересчур широко трактуется возможность признания гражданства Российской Федерации, ибо гражданами РФ "признаются лица, состоявшие в гражданстве СССР, и их потомки по прямой нисходящей линии, не заявившие путем свободного добровольного волеизъявления о своем желании состоять в гражданстве других государств". Собственно говоря, из-за этой статьи и шли основные бои, поскольку именно она является краеугольным камнем концепции депутатов. Что надо отнести к излишней широте души, ибо в России сегодня беспрецедентное число бывших граждан СССР с их многочисленными потомками "по прямой нисходящей линии", которые быстренько переквалифицировались в граждан России. Поэтому закреплять эту печальную реальность в российском законе было бы по нынешним временам большой роскошью. Кроме того, по мнению профессора Кутафина, записывать чуть ли не насильно всех жителей СНГ в российские граждане юридически некорректно.

Таким образом, у двух команд выявилось и разное понимание формулы "страна-преемник": по мнению депутата Анатолия Чехоева, если статус России сразу же после распада СССР был зафиксирован как статус страны-преемника ("государство - продолжатель СССР"), следовательно, она несет ответственность за всех своих соотечественников, бывших граждан Союза. Председатель Комиссии по вопросам гражданства при президенте РФ Олег Кутафин с этим категорически не согласен, полагая, что преемство России распространяется на сферу международной правосубъектности, но переносить этот статус и понятие "государство-продолжатель" в область гражданства юридически неверно - следуя этой логике, нынешние венгры, например, до сих пор должны считать себя гражданами распавшейся Австро-Венгрии. Что же касается заботы о соотечественниках, то президентская команда смотрит на эту проблему вполне определенно: все, кто хотел получить гражданство РФ, имели все возможности сделать это в течение 10 последних, самых либеральных лет.

Президентский проект вызывает у парламентариев понятную осторожность: некоторые статьи, по их мнению, противоречат Конституции РФ и не учитывают статьи Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Но самое парадоксальное в том, что "трепетной лани" досталось и от наших либералов - некоторые российские СМИ поспешили объявить, что в президентском проекте "ужесточены" демократические нормы и речь идет чуть ли не о "железном занавесе".

Как показали прошедшие 10 лет, излишний "европейский" либерализм российских законов при наших суровых реалиях привел к полнейшей расхристанности нашего доверчиво-бестолкового Отечества и полному невмешательству государства в решение самых горящих проблем. К ним сегодня следует отнести проблему явной миграционной экспансии со стороны некоторых стран СНГ и стран дальнего зарубежья, а также практику предоставления российского гражданства, давно ставшего предметом купли-продажи. И потому уместно задать вопрос: в какой степени новый закон о гражданстве, не нарушающий при этом российских и международных норм, может быть частью системы национальной безопасности? И в какой степени такой закон может гарантировать безопасность самих граждан России?

В связи с этим резонно говорить не об "ужесточении" правовых норм при принятии гражданства, а просто об упорядочении этих норм. В президентском законопроекте (так же, впрочем, как и в парламентском) предусмотрен ряд новых мер для того, чтобы Россия не превратилась в ближайшие пять-десять лет в колонию стран СНГ, полностью оккупированную гражданами других государств. Так, в ст. 3 данного проекта подчеркивается, что гражданство России предоставляется при соблюдении одного из основных условий - "проживание лица на законном основании на территории Российской Федерации┘" К тому же желающий стать гражданином РФ должен в течение пяти лет непрерывно проживать в России, а также представить свидетельство о наличии законного источника средств существования. Заметим, что в европейских странах стаж "испытательного срока" составляет от 10 до 30 (!) лет. Европейская конвенция о гражданстве, которую Россия подписала в 1997 г., предполагает в качестве такого допустимого стажа срок не более 10 лет, и остается пожалеть, что разработчики двух законопроектов сошлись на сроке в 5 лет: при нынешней ситуации в России с учетом укоренения на ее территории зарубежного криминалитета, обвальной миграции и демографического кризиса вполне допустима была бы норма в 10 лет. Но мы и тут умудрились "перегнать" европейцев, не обзаведясь предварительно ни нормальной миграционной службой, ни системой комплексного контроля за тем, как и кому предоставляется гражданство России, ни компьютерной базой данных. Уже давно не секрет, что для многих криминальных структур ближнего зарубежья получение российского гражданства - это открытый доступ во все властные структуры.

И еще одна проблема. Какую статью обоих законопроектов ни возьми, возникает вопрос о контроле: кто и как будет контролировать правомочность предоставления гражданства? Генеральная прокуратура? Или Комиссия по гражданству? Если обе эти структуры, то каков механизм их взаимодействия друг с другом, местными властями и российским обществом? Пока ответов на эти вопросы нет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1122
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1541
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1155
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
963

Другие новости