0
1398
Газета СНГ Интернет-версия

19.09.2001 00:00:00

Зеркало не должно быть кривым

Александр Собянин

Об авторе: Валентин Иванович Бушков - кандидат исторических наук, заведующий отделом Средней Азии Института этнологии и антропологии РАН; Сергей Петрович Поляков - доктор исторических наук, профессор кафедры этнологии Исторического факультета МГУ; Алексей Александрович Селиванец - аспирант МГСУ; Александр Дмитриевич Собянин - заместитель главного редактора аналитического журнала "Профи".

Тэги: сотрудничество, среднеазиатские, республики


В СОВРЕМЕННЫХ условиях диапазон политических и экономических мер, проведение которых российское государство может себе позволить в Центральной Азии, зависит прежде всего от уровня экономического и политического сотрудничества со среднеазиатскими республиками и от других факторов, в числе которых немаловажное место занимает фактор складывающегося у россиян образа Республики Таджикистан и ее руководства.

Авторами проведен анализ публикаций в российских СМИ и в мировых научных и научно-публицистических изданиях по пяти среднеазиатским республикам. Анализ проводился на основе 300-600 публикаций, вышедших за 7 месяцев этого года по каждой республике (несколько больше по Казахстану, Таджикистану и Киргизии, несколько меньше по Туркменистану и Узбекистану).

Можно заключить, что Узбекистан предпочитает идти "закрытым" путем через неофициальные переговоры и консультации с российскими чиновниками, Туркмения и Таджикистан не занимаются целенаправленной деятельностью по улучшению своего образа в России (а Туркмения вдобавок вообще присутствует в российском информационном пространстве незначительно), работа с российскими СМИ ведется неактивно, персонифицированный пиар чаще негативный, чем позитивный.

Практически ни одна среднеазиатская республика не ведет комплексной пиаровской деятельности по созданию положительного имиджа у российского населения и не понимает всей важности имиджа для повышения авторитета правительства и страны в целом в международном сообществе.

Наибольший негативный потенциал публикаций в российских СМИ падает на главного российского союзника в регионе - на Республику Таджикистан.

Казахстан является единственной среднеазиатской республикой, которая осуществляет попытки вести осмысленную пиаровскую работу в российских средствах массовой информации.

События в Таджикистане развивались по уникальному для региона Средней Азии сценарию. Гражданская война, которая началась здесь в результате сильнейшего социального и политического кризиса и вылилась в форму борьбы за власть между различными этническими группами таджиков, имеет результатом практически полную деградацию промышленного комплекса и сельскохозяйственного сектора. В этнополитическом плане страна отброшена на много десятилетий назад: набирает силу процесс ирредентизма, трудно поддается регулированию конфликт между региональным сознанием арабов, тюрков и узбеков и носителями национального сознания - представителями титульной нации - таджиками, экспертами фиксируется архаизация массового сознания и поведенческих стереотипов, которая увеличивает разрыв целей и интересов между государством и населением.

В открытой печати существует множество публикаций обличительного характера по Таджикистану, показывающих первых лиц государства и членов правительства в весьма невыгодном свете. Наиболее часто используются следующие темы: кланово-местнический характер формирования силовых структур в "недружественных" районах; предпочтение силовых решений конфликтов со СМИ, отдельными журналистами, политиками; противозаконная в прошлом деятельность некоторых чиновников из числа руководства страны и министров; связь чиновничества с организованной преступностью; попустительство наркотрафику из Афганистана через территорию РТ; поддержка исламистов официальными лицами РТ; поддержка после мятежа полковника Худойбердыева боевиков ИДУ; убийства представителей различных международных государственных и негосударственных организаций; покушения на первых лиц государства вплоть до президента, спикеров парламента и вице-премьеров правительства.

Все это не добавляет авторитета ни президенту, ни государству, ни политике Таджикистана в целом. Усилия руководства республики по исправлению социально-экономического и политического положения Республики Таджикистан в этом случае получают совсем иное прочтение, часто противоположное. В результате такого подхода к освещению внутритаджикской действительности не получают развития потенциально возможные социальные и экономические проекты с различными странами Средней Азии, но в первую очередь с Россией и российскими регионами.

Вопрос создания позитивного отношения к Таджикистану со стороны мирового сообщества может быть решен только через систему комплексных мероприятий. В мире руководители государств хорошо понимают важность и эффективность вложений в собственный пиар и в пиар своей страны. Президенты и премьер-министры Аргентины, Мексики, Бразилии, других стран, приезжая в Нью-Йорк, первым делом идут на Уолл-стрит, рассказывают инвесторам и журналистам о своих антикризисных программах, поскольку знают: они зависят от западных денег. Как действуют в подобном качестве наши партнеры по СНГ? 19 июля 2001 г. казахский консул Берик Садыков попытался вручить судебную повестку бывшему премьер-министру Казахстана Акежану Кажегельдину прямо в здании американского конгресса. Сделано это было во время слушаний по свободе слова и правам человека в Казахстане Комитета по международным отношениям и, вполне естественно, было расценено как попытка запугать Кажегельдина и других оппозиционеров. Оскорбленные конгрессмены специальным заявлением от 21 июля обязали посла Каната Саудабаева принести официальные извинения. Безусловно, консул Садыков не действовал самостоятельно, а осуществлял поручение казахского МИДа, и кто-то в Алма-Ате или Астане "хотел как лучше". Можно не сомневаться, что в результате этой акции позиция нового посла США в Казахстане Ларри Наппера будет резко ужесточена, также как и ухудшатся позиции Назарбаева и казахских нефтяных корпораций в разыгрывающемся в США "Казахгейте". В этом же ключе следует оценивать попытки таджикских и узбекских спецслужб проводить аресты оппозиционеров за пределами своей республики, в том числе и непосредственно в Москве.

Первое, с чем связывают имидж Таджикистана, - наркотики и боевики. Даже такая тема может быть освещена в положительном ключе совместного противостояния силовиков СНГ этой угрозе.

Проанализируем публикации по вооруженным группировкам в Таджикистане, вошедшим в состав официальных структур или оставшимся нелегальными. Таких публикаций о Таджикистане даже больше, чем по наркотикам. Выделяются даже зоны, неподконтрольные президенту Рахмонову. Важен не точный список неподконтрольных правительству зон влияния, а общий вывод, вытекающий из подобных публикаций: причина внутриполитической нестабильности Таджикистана коренится в самостоятельности бывших командиров, вошедших после национального примирения в состав официальных структур. Но так ли это? Позволим себе предположить, что причины коренятся в более раннем периоде. Таджикистан по уровню жизни и по промышленному развитию традиционно шел в "тройке бедных" республик (наряду с Арменией и Киргизией), традиционно замыкающих в той или иной последовательности все статистические таблицы по СССР. Промышленная неразвитость республики усугублялась несбалансированной миграционной политикой: последовательно, с 1930-х по 1980-е годы, в республики насильственно переселялись большие массы населения из Каратегина, Дарваза, Ходжента (Ленинабада), Матчи, Куляба, Ягноба, а также из некоторых районов Узбекистана. Чаще всего насильственные переселения производились в Дальверзинскую степь, в долину Вахша, в кургантюбинские районы с целью быстрого подъема хлопкосеющих хозяйств. В результате происходили негативные явления, многие из которых отсутствовали в соседних Узбекистане и Киргизии.

К гражданской войне 1992-1997 гг. республика подошла в состоянии нестабильности: значительные группы населения имели реваншистские настроения (ленинабадцы), надежду на доступ к высшей власти (каратегинцы и памирцы) и веру в прекращение неравенства (кулябцы).

Напомним, Узбекистан и Россия поддержали одну сторону в гражданской войне, а впоследствии Россия сумела убедить таджикское руководство в необходимости национального примирения и допуска лидеров Объединенной таджикской оппозиции к властным постам. В подобных условиях контроль со стороны кулябцев (Рахмонов, Убайдуллаев и др.) над силовыми структурами, в том числе и в "недружественных регионах", остается единственной гарантией сохранения гражданского мира и социальной стабильности.

России необходимо это учитывать, а не отдалять от себя целые регионы и группы руководителей резко критическими публикациями и разоблачениями, зачастую вносящими дальнейший разлад в отношения между этно-территориальными группами в республике. Ибо стабильность Таджикистана жизненно важна для удержания "южного направления" в зопасности самой России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
348
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
444
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
358
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
304

Другие новости