0
771
Газета СНГ Интернет-версия

17.08.2005 00:00:00

Белорусский рывок к морю

Тэги: белоруссия, егоров, калининград, порт, строительство


Вчера в Минске губернатор Калининградской области Владимир Егоров предложил Александру Лукашенко построить «морской порт союзного значения», который обойдется бюджету Союзного государства Белоруссии и России в 80–120 млн. долл. Правда, пока инициатива губернатора не получила одобрения президента Белоруссии.

Хотя еще в понедельник губернатор Егоров и его делегация провели совещание в Министерстве транспорта Белоруссии и предложили два варианта кооперации. Первый потребует вложить 1 млн. долл. в модернизацию действующего торгового порта в самом Калининграде. Через него белорусы смогут переваливать не более 1 млн. тонн грузов в год. Второй – построить портовый комплекс практически с нуля в пункте «Восточный» близ города Балтийска. Главное его преимущество в том, что выход в открытое море находится всего в 4 км от порта и глубина канала составляет 11 метров. В самом Калининграде судам до выхода в море надо преодолеть 43 километра по каналу с односторонним движением, что вызывает пробки. Каждые сутки вынужденного простоя обходятся в 25–30 тыс. долл. Специалисты уже подсчитали, что комплекс в Балтийске ни в чем не будет уступать порту в Клайпеде – главному конкуренту Калининграда. Через новый порт Белоруссия сможет переваливать 8,2 млн. тонн грузов.

Тем не менее пока до конца неясно, выгоден ли Минску порт в Калининграде. Белоруссия ежегодно переваливает через разные порты 17 млн. тонн грузов, при этом на долю Калининграда приходится всего 2%. Через украинский Николаев идет 18% белорусских грузов, а остальные 80% «забирают» Клайпеда и Вентспилс. Однако доставка 1 тонны калийных удобрений до Калининграда обходится на 1,5 долл. дороже, чем в Клайпеду. Как говорят специалисты, дело в тарифах на транзитные перевозки, которые «в целях защиты своего рынка» применяет Литва. Железнодорожные тарифы в Литве составляют 6,5 долл. против 1,98 долл. по Калининградской области. Впрочем, делегация из Калининграда пообещала Минску, что убедит Вильнюс снизить тарифы. «В крайнем случае Москва будет ставить вопрос перед Брюсселем, – сказал журналистам один из участников переговоров. – Евросоюз не допустит, чтобы какая-либо страна в ущерб остальным так защищала свой рынок».

При этом надо отметить, что еще полтора месяца назад специалисты белорусского Минтранса заверяли журналистов, что «при всем уважении к братьям-россиянам строительство порта в Калининграде Минску невыгодно». Все круто изменилось во время июльской встречи президентов Путина и Лукашенко в Завидово. Белорусский лидер объявил тогда, что перенаправит грузопотоки на Калининград. Некоторое время чиновники в Минске отказывались комментировать это высказывание и только разводили руками.

Эксперты считают, что налицо чисто политическое решение, и помочь Калининграду решено было в ответ на какие-то уступки, сделанные Путиным. Речь может идти об одобрении им третьего срока президентства Лукашенко. Как сказал корреспонденту «НГ» член российской делегации, «еще неизвестно, нужен ли остальной России Калининградский порт – ведь есть Санкт-Петербург, у которого прямой выход в море и который не отделен от всей остальной страны Литвой с ее тарифами. В то же время Калининградская область – это анклав, который нужно финансировать. И направить туда белорусов с их грузами, чтобы трудоустроить местное население, а заодно построить порт за деньги Союзного государства, – вот пример взаимовыгодного сотрудничества Минска и Кремля».

Согласится ли в итоге Лукашенко на строительство порта в Калининграде, окончательно неясно. Как сказали «НГ» в президентской пресс-службе, «вопрос пока прорабатывается на уровне рабочих групп». Но очевидно, что белорусский лидер рассчитывает «пробить» масштабный проект. Косвенно это подтверждают и слова самого Лукашенко. «Белоруссии очень выгодно сотрудничество с Калининградской областью по всем направлениям. Калининградская область получила бы от такого взаимодействия самое главное – люди здесь стали бы жить в 3–5 раз богаче, чем сейчас».

Минск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
642
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
815
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
688
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
555

Другие новости