0
5555
Газета СНГ Интернет-версия

11.01.2017 00:01:00

Бишкек будет экспортировать продукты только по железной дороге

Тэги: казахстан, поставки, ветеринарная продукция, жд, киргизия


казахстан, поставки, ветеринарная продукция, жд, киргизия Киргизские фуры казахстанскую границу пересечь не могут. Фото с сайта www.azattyk.org

С января 2017 года Казахстан ограничил способы доставки киргизской продукции в Россию. Теперь транзит разрешен лишь железнодорожным транспортом в опломбированных вагонах. Перевозки автотранспортом запрещены. Но при этом расширен «перечень ветеринарной продукции, разрешенный к перевозке железнодорожным транспортом». Нововведение вызвало вопросы, на которые киргизские чиновники ответить не смогли.

10 января министр сельского хозяйства Киргизии Нурбек Мурашев заявил, что причины решения, принятого Казахстаном, ему неизвестны. По его словам, «нас официально никто не уведомил». Глава Госинспекции по ветеринарной, фитосанитарной безопасности Калысбек Жумаканов, в свою очередь, сообщил, что письмо из Казахстана о запрете, которое поступило 3 января, «написано двусмысленно и его тяжело понять». До 9 января чиновники «не могли связаться с коллегами из Казахстана и РФ», так как они находились на новогодних каникулах.

Между тем вице-министр сельского хозяйства Казахстана Гульмира Исаева заявила, что вся необходимая информация у Бишкека была еще в конце прошлого года, «официально разъяснения были даны 31 декабря, после этого были проведены телефонные переговоры». Ограничительные меры Астана объясняет тем, что часть киргизского мяса и молока не соответствует ветеринарным требованиям и является потенциально опасной для здоровья потребителей.

Вице-премьер-министр Киргизии Олег Панкратов косвенно признал существование проблемы: «За годы независимости систему ветеринарного контроля практически полностью развалили. Сейчас стране приходится ударными темпами ее восстанавливать, чтобы соответствовать нормам ЕАЭС и международным стандартам».

Поставки сельскохозяйственной продукции в Казахстан и Россию являются важнейшей статьей экспорта Киргизии. Право на это имеют далеко не все киргизские производители. Товары, подлежащие ветеринарному контролю, в Россию разрешено экспортировать лишь 15 компаниям, а в Казахстан – 8. Остальные вынуждены либо сбывать продукцию на внутреннем рынке, либо доставлять потребителям контрабандным путем. Но теперь это будет делать значительно сложнее.

Казахстан категорически отказывается допускать киргизское мясо, молоко и порой картофель на свою территорию, пока система контроля не будет восстановлена в полном объеме. Быстро сделать это Бишкек не в состоянии – нет ни денег, ни кадров. Меры, которые необходимо было реализовать еще до вступления страны в ЕАЭС, все еще остаются на бумаге.

В ближайшие месяцы на значительное изменение ситуации рассчитывать не приходится. Лаборатории в удаленных от Бишкека регионах только строятся. После двух сорванных тендеров только сейчас закуплены бирки для идентификации скота. Представители Евразийской экономической комиссии говорят лишь об «удовлетворении предварительными результатами модернизации ветеринарных лабораторий». По словам казахстанских чиновников, в сфере ветеринарного контроля Киргизии «больше половины замечаний находятся в стадии исправления, имеется часть нарушений и замечаний, которые не исправлены».

Разрешение на железнодорожные перевозки и одновременный запрет автомобильных объясняется желанием Астаны пресечь контрабандные поставки киргизских продуктов на рынки Казахстана. Контролировать железнодорожные перевозки проще.

Запрет на автоперевозки сужает выбор вариантов для киргизских экспортеров. Сотни дальнобойщиков остаются без работы. Киргизские власти уже пожаловались на действия Казахстана в Евразийскую экономическую комиссию. О задержании в Казахстане машин с киргизской мясомолочной продукцией пока не сообщается.

Впрочем, есть и хорошие новости: с января значительно подешевели тарифы на железнодорожные перевозки. Железные дороги Казахстана снизили цены почти в три раза. Стоимость перевозок из Киргизии в Россию по казахстанскому участку от станции «Луговая» до станции «Илецк» (протяженность 2021 км) в рефрижераторном вагоне снижена с 5155 долл. до 1820 долл. Потери от снижения тарифов казахские железнодорожники рассчитывают компенсировать трехкратным ростом объемов перевозок продукции из Киргизии.

 Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
640
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1078
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
786
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
412

Другие новости