1
35391
Газета СНГ Печатная версия

24.04.2018 00:01:00

Астана разрушила архитектуру каспийской безопасности

В Казахстане появятся американские военные базы

Тэги: казахстан, порты, каспий, безопасность, вмс, пентагон, афганистан, иран


казахстан, порты, каспий, безопасность, вмс, пентагон, афганистан, иран В порту «Актау» может появиться военная база США. Фото с сайта www.portraktau.kz

Казахстан поставил точку в вопросе использования ВМС США казахстанских портов «Актау» и «Курык» для транзита специальных грузов в Афганистан. Соответствующее соглашение ратифицировал Сенат Казахстана. Ожидается, что в ближайшие дни документ подпишет президент Нурсултан Назарбаев. Эксперты считают, что порт «Актау» автоматически становится базой Пентагона и его союзников, каким бы «транзитным» узлом или центром его ни называли.

Маршрут транзита специальных грузов в Афганистан по предложению США пойдет из Грузии и Азербайджана через Каспийское море в Казахстан и далее железнодорожным транспортом через станции Сарыагаш, Келес или Бейнеу–Каракалпакия в Узбекистан и далее в Афганистан. 

Об этом на заседании нижней палаты парламента сообщил министр иностранных дел Кайрат Абдрахманов. Он напомнил депутатам, что «соглашение между правительствами Казахстана и США было подписано 20 июня 2010 года» и изменено по просьбе американской стороны в части уточнения маршрута транзита грузов. «В перечень контрольно-пропускных пунктов добавлены порты «Актау» и «Курык». Делается это целиком в интересах Казахстана как стратегического партнера США, которые стремятся к поддержанию мира и стабильности в соседнем Афганистане», – сказал министр. По его словам, «взаимодействие Казахстана и США, расширившееся после визита Назарбаева в Вашингтон, приобретает конкретное содержание».

Напомним, Нурсултан Назарбаев встретился с президентом США Дональдом Трампом в январе 2018 года. Главе Казахстана удалось договориться о снятии ареста с активов Национального фонда Казахстана, которые находились на хранении в Bank of New York Mellon. Речь идет о 22 млрд долл., которые были заморожены по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компании к правительству Казахстана.

О том, что между США и Казахстаном проходили переговоры о возможности использования каспийского порта «Актау» как транзитного пункта переброски грузов, стало известно после публикаций WikiLeaks в 2013 году. После чего факт переговоров признал и Нурсултан Назарбаев. На конференции министров иностранных дел Стамбульского процесса по Афганистану в Алма-Ате, состоявшейся 28 апреля 2013 года, он заявил, что «Казахстан готов предоставить НАТО порт «Актау» на Каспии для транзита грузов из Афганистана и обратно».

«Первоначально планировалось, что маршрут пройдет из портов Румынии, Греции и Италии через Черное море и Волго-Донской канал до Каспия или будет задействован Северный маршрут через Германию, Балтику и систему Волго-Каспийских каналов. А это уже прямая угроза государственным интересам России, поэтому этот маршрут был заблокирован. США давно добиваются использования Волго-Донского канала для доставки грузов под предлогом вынужденных мер, чтобы затем поставить вопрос в ООН и других международных структурах по морскому праву о придании Волго-Донскому каналу экстерриториального статуса, которыми обладают Дунай и Меконг, проходя по многим странам. Нынешний разворот Казахстана в сторону США несет антироссийский формат, но в целом не угрожает интересам России. Однако появление любого корабля США с военными или невоенными грузами в акватории Каспия крайне нежелательно», – сказал «НГ» директор по культурным, научным и образовательным проектам Центра традиционных культур (Москва) Александр Собянин.

Эксперт обратил внимание, что «исправленный» маршрут через порты Черного моря и далее в Азербайджан и на Каспий – «это очень кривая и абсолютно алогичная логистика». Поэтому нынешнее соглашение является «военно-политическим продавливанием американских интересов». Северный маршрут поставок грузов в Афганистан – это всего 7–10% от всех грузов США и НАТО, предназначенных для Афганистана, и стоимостью в 2–3 раза дороже, чем если бы они прошли по Южному маршруту, которым постоянно пользуются США.

Научный сотрудник Института востоковедения РАН Александр Воробьев считает, что согласие Казахстана, позволяющее США использовать порты «Курык» и «Актау» на Каспии, обусловлено рядом преимуществ, которые видит для себя Астана. «Во-первых, это – коммерческий транзит, за который платят деньги. Во-вторых, власти республики полагают, что транспортировка американских грузов загрузит имеющиеся мощности и будет способствовать развитию транспортно-логистического потенциала республики. Надо отметить, что порт «Курык» начал использоваться и китайской стороной для железнодорожного транзита в рамках реализации инициативы «Один пояс – один путь». В-третьих, подобный «шаг навстречу» позволяет властям Казахстана рассчитывать на укрепление отношений с США и содействие со стороны американского руководства по ряду других важных для Казахстана вопросов», – сказал «НГ» Воробьев.

Говоря о последствиях такого решения для стабильности на Каспии, для интересов России в регионе, эксперт отметил, что ситуация скорее неблагоприятная и невыгодная, хотя и не несет Москве какой-либо явной угрозы. Он отметил, что в кооперации, которая предусматривает доставку американских военных грузов через порты «Актау» и «Курык» в Афганистан, участвует не только Казахстан, но также и Узбекистан, Азербайджан. Однако именно Астана является членом ОДКБ, и принятое властями Казахстана решение позволило Вашингтону «замкнуть цепь» поставок собственных грузов специального назначения через Каспийское море.

По мнению эксперта по Центральной Азии и Среднему Востоку Александра Князева, использование портов «Актау» и «Курык» для американского военного транзита может разрушить и без того хрупкую архитектуру каспийской безопасности. В условиях нынешнего американско-российского и традиционного американско-иранского противостояния это присутствие, сколь бы оно ни было «транзитным», будет вызывать сильное раздражение как в Москве, так и в Тегеране. Учитывая растущие противоречия России и США, а заодно и США и Ирана в Афганистане, куда де-юре будут идти грузы. Возобновление так называемого «Северного распределительного пути» через Каспий может стать препятствием и в наметившемся разрешении вопроса о его (Каспия) правовом статусе, отметил «НГ» Князев.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Талибы уничтожают "Исламское государство" на севере Афганистана

Талибы уничтожают "Исламское государство" на севере Афганистана

Андрей Серенко

0
1921
Ударят ли "Кинжалы" по Ирану?

Ударят ли "Кинжалы" по Ирану?

Владимир Щербаков

0
12254
Каспийских «шмелей»  на все флоты не хватит

Каспийских «шмелей» на все флоты не хватит

Александр Васин

Приоритеты кораблестроительной программы РФ вызывают вопросы

0
4320
Китайская вотчина

Китайская вотчина

Александр Храмчихин

Юго-Восточная Азия не способна противостоять мощному натиску Пекина

0
1849

Другие новости

Загрузка...
24smi.org