0
5328

09.12.2013 00:01:00

Скандальная "Репетиция…"

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский – завотделом культуры «НГ».

Тэги: таганка, юбилей


таганка, юбилей В финале спектакля актеры долго бегают по сцене, к стене и обратно... Фото РИА Новости

В минувшую пятницу в Театре на Таганке сыграли премьеру «Репетиции оркестра». Это второе событие в череде юбилейных мероприятий, приуроченных к 50-летию любимовской Таганки. Первым стала выставка «Попытка альтернативы» Ксении Перетрухиной и так называемой Группы юбилейного года, в которую входит и художница. А группа недовольных этой выставкой актеров попыталась не только сорвать открытие, но и закрыть ее. К премьере часть буковок, входящих в экспозицию, уже успели стереть. В пятницу сорвать попытались и премьеру спектакля, а последовавшее за тем обсуждение то и дело грозило сорваться в скандал. Модераторы Евгений Казачков и Елена Ковальская, надо отдать им должное, приложили немало сил и просто выдержки.

Документальный спектакль – так озаглавлен жанр того, над чем работала большая команда актеров, композитор Дмитрий Власик, а также драматург и режиссер Андрей Стадников. Ругать – не хочется, а хвалить – почти не за что. В зале часть партера перегорожена полукруглым дощатым помостом, на сцене – детали декораций из разных спектаклей той самой – любимовской – Таганки. И загодя известно: для «Репетиции оркестра» актеры сами собирали материал, беседовали с монтировщиками, реквизиторами, билетерами… Идея хорошая: реконструировать жизнь и быт театра через откровения тех, кто на сцену не выходит, кто и в прошедших конфликтах – уходе Любимова, назначении Золотухина, да что там – все 50 лет оставался в тени, за сценой. Они и оставшиеся от великих спектаклей пальто, платья, трибуна – кто-то запомнил ее в «Шарашке», когда слова Сталина произносил сам Любимов. И много старых телевизоров, на сцене и даже в зале, сплошные помехи, серая рябь, сквозь которую время от времени проступают «друзей моих прекрасные черты… появятся и растворятся снова»… Из слез, из темноты… 

А начинается спектакль монологом актера Алексея Граббе – сегодня одного из старейших в таганской труппе. Вот это, пожалуй, и было самым интересным, самым живым, трогающим во все два часа, что тянулся этот документально-театральный роман. Впрочем, нет, было интересно еще до первых слов, когда со всех сторон в надвигающейся театральной тишине зазвучали шаги – шаги за сценой многих ног. Тех, кто делает театр. Кто уже ушел...

Но собрать документальный материал – даже не полдела. Кто-то скажет: такая у меня хорошая идея, напишу про то, как человек человека убил, а потом сильно жалел об этом. И все понимают: есть уже на эту тему хороший роман, «Преступление и наказание». Можно написать еще один – хороший и даже, наверное, гениальный. Потому что сюжетов – считали-считали – раз-два и обчелся, как и идей. Как сделать – вот где собака зарыта. Назвать свой спектакль, который выходит в ныне раздираемой обидами и сиротством Таганке, «Репетиция оркестра» – хорошо. В одноименном фильме Феллини деспотия дирижера, как известно, почти что полностью оправдывается, но главное – за хорошую музыку музыканты «расплачиваются» смертью арфистки. Нет крови – нет и искусства. Невеселая мысль. 

Кто-то успел уже сказать: это плохо, потому что молодые актеры издеваются над своими героями, билетерами, реквизиторами… Другие говорят: нет, они к ним со всей любовью… А как на самом деле? Я так понимаю: талантливая пародия становится дружеским шаржем во многом благодаря мастерству, вложенным в этот «номер» усилиям. То же самое, исполненное без особого тщания, увы, превращается в насмешку. То есть исполнение придает одному и тому же тексту плюс или минус. В спектакле «Репетиция оркестра» молодые актеры, увы, любви к своим героям, на мой взгляд, так и не сыграли. Может, и хотели. Не вышло. Или вот на сцене долго те же самые актеры исполняют странную музыку Власика. Шарик стучит по гитаре, чем-то железным водят-елозят по струне. Я видел, как это делает сам Власик – глаз не оторвать. Тут – утомительно. Играют вроде бы то же самое, а энергии – нет. Одной техники, как оказывается, и тут недостаточно. 

Рассказывают, что предложение участвовать в этом спектакле сделано было многим актерам, в итоге согласились играть только эти. Это правда. Но к актерам претензии и вопросы хочется (если и хочется) предъявлять в последнюю очередь. Документальный жанр, который выбрали авторы, обманчиво прост, а на самом деле – очень даже труден. Собрать хороший материал – важно, но дальше начинается долгая и сложная работа, с клеем, ножницами и многими другими инструментами. Опыт лучших спектаклей Театра.doc давно уж всем доказал: лучшие документальные спектакли делались высокопрофессиональными драматургами. Лучшими драматургами: «Сентябрь.doc» – это работа Елены Греминой и Михаила Угарова, «Док.тор» и «Я боюсь любви» – это Елена Исаева, «Толстой–Столыпин» – Ольга Михайлова. Вот и весь секрет вербатима. 

А то, что происходило на сцене Таганки в «Репетиции оркестра», больше напоминало пионерский монтаж, жанр, который торжествовал за стенами Таганки, когда Любимов делал «Павших и живых», «Послушайте!», «Берегите ваши лица», «10 дней, которые потрясли мир». И там, и тут – принцип монтажа. Монтировали – по-разному. 

Монтировщик матерится, в зале – смех. Отдельный разговор – о том, как решительно изменилась за последние годы реакция публики: любое грубое слово, необязательно матерное, даже и ж…, вызывает радостный смех узнавания. Вербатим как будто бы диктует законы: раз монтировщик так говорит, значит – и актер обязан подчиниться «авторской интонации». Но у сцены – свои законы, здесь важно: что добавляет то или другое слово к уже сказанному? Здесь мат ничего не добавляет, по-моему. Тогда – зачем? 

В какой-то момент актеры устраивают бунт «по мотивам» фильма Феллини: и режиссер ничего не объяснил, и то и се – и в эти минуты совершенно уже ясно, что режиссер бросает актеров на произвол судьбы, так как именно такие – обнажающие колосники и всю театральную машинерию и закулисную изнанку театра – сцены нуждаются в максимальном разборе и режиссуре. Композиция кучи-малы – не лучший выход, тем более – для молодых, начинающих актеров. Зато сам режиссер, Андрей Стадников, когда выходит к микрофону, говорит не от себя, нет, – он произносит хорошо сложенные слова – текст лекции Чарли Кауфмана по сценарному мастерству. Все вокруг голые, а режиссер – в белом. Так не бывает.

В итоге легендарные доски Давида Боровского висят в безвоздушном пространстве. Никому не нужные. Этим актерам – не нужные, всему, что происходит и произносится на сцене и в зале, – ни к чему. 

Несколько выкриков из зала – «Позор!», какие-то еще – тем не менее казались специально подготовленными к этой конкретной минуте, поскольку хоть как-то взнервляли действие, которое, казалось, игнорировало всю атмосферу вокруг. Последовавшее после спектакля обсуждение лишь подтвердило в мысли, впрочем, очевидной: нынешней Таганки как воздух нужна чья-то ясная и сильная режиссерская воля, дело, которое только и может все эти расколотые черепки соединить. Конечно, это сложно. Однако же странно, когда за спиной молодых маячат какие-то важные тени других, известных режиссеров, – может, они не знают, что у их учеников не складывается, не выходит? Так надо же рассказать, чтобы не смотрелась эта ситуация как расстрел штрафбата, пока где-то там в тылу идет перегруппировка сил. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1127
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1550
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1159
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
967

Другие новости