0
25202

14.03.2016 00:01:00

Голые, без эмоций

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский – заместитель заведующего отделом культуры «Независимой газеты».

Тэги: театр, премьера, гоголь центр, машина мюллер


театр, премьера, гоголь центр, машина мюллер Константин Богомолов под душем из красного вина. Фото с сайта www.gogolcenter.com

Премьера спектакля «Машина Мюллер» в Гоголь-центре – по сути, второе или третье публичное явление драматургии знаменитого на весь мир немецкого драматурга последней четверти ХХ века в России, первый раз его текст прозвучал в спектакле «Квартет» в далеком 93-м, зимой, но тогда, вероятно, в жизни было много других событий, а сама постановка греческого режиссера Теодороса Терзопулоса так величава и холодна, что все бешеные откровенности и эротические подробности, которые произносили сыгравшие главные роли Алла Демидова и Дмитрий Певцов, как говорится, в одно ухо влетели, из другого вылетели, ничьих религиозных и прочих тонких чувств не оскорбив. В одной из критических статей это было описано так: «Уста героев изрыгают поток взаимных оскорблений, уничижительных эпитетов, богохульств и проклятий – тщетные усилия ревности выжать из плоти физическое удовольствие, опровергнуть божественные законы ускользающей жизни. И при этом непостижимым образом на сцене царят несокрушимый вкус и полная благопристойность. Благопристойная эротика». Потом Мюллер получил в то время очень авторитетную театральную премию «Европа – Театру», на Сицилии в его честь сыграли несколько спектаклей. В 96-м Мюллер умер, а в Москве Анатолий Васильев поставил в «Школе драматического искусства» с французской актрисой Валери Древиль пьесу Мюллера «Медея. Материал». Тогда же, 15 лет назад, на Театральной олимпиаде прошел «День Хайнера Мюллера» и ученики Марка Захарова сыграли «Гамлет-машину». Однако уже довелось прочитать, что нынешняя премьера Кирилла Серебренникова – первая настоящая встреча Мюллера с российским театром. Всё, что было до нас, не считается…

Если эта первая, верно было бы вспомнить русскую пословицу про первый блин комом. Но она же не первая. Так что – нет. Тут, как говорит в «Преступлении и наказании» Порфирий Петрович (не только Шекспир и Еврипид – Достоевский тоже интересовал Хайнера Мюллера), не Николка.

Серебренников для своего спектакля готовит монтаж, в который, как в топку, бросает две пьесы Мюллера – «Гамлет-машина» и «Квартет», а также два рассказа, отрывок из беседы, стихотворение «Без названия» 1994 года… В этой истории он – режиссер, автор композиции, сценограф, художник по костюмам, то есть отвечает почти за все, оставляя, впрочем, пространство для фантазии хореографу Евгению Кулагину, композитору Алексею Сысоеву и видеохудожнику Илье Шагалову. 

Великий деконструктор, Хайнер Мюллер подвергается новой деконструкции, так что его собственные построения, более или менее затейливые, его рифмы и обнажения смыслов (не тел) просто теряются. Не понимаю, как вообще можно говорить в данном случае о встрече с текстом Мюллера, если он фактически отсутствует. Хи из эпсент. О достоинствах или недостатках незнакомой нам драматургии Хайнера Мюллера по этому спектаклю судить невозможно. Это все равно как если бы вам предложили судить о поэзии, к примеру, выдающегося, но тоже у нас не самого известного Уистена Хью Одена по трем различным переводам нескольких стихотворений, эффектно смонтированных во что-то новое одно. Хорошо, если кто-то согласится, что талантливо. Но Тургенев лучше! Деконструкция – «строительный камень» постмодернизма – не может быть оценена по достоинству, если ее подвергнуть еще одной перестройке. Любой постмодернист вам скажет, что автор этой «Машины Мюллер» – никакой не Хайнер Мюллер, а Кирилл Серебренников. Точно так же, как у нового «Дон Кихота», по Борхесу, появился другой автор, Пьер Менар. Даже как-то неловко говорить об этом среди адептов постдраматического театра. 

Есть еще один интересный поворот, а propos. Много лет назад Алла Сергеевна Демидова, успевшая сыграть у Терзопулоса (а он был учеником и, можно сказать, адептом Хайнера Мюллера) и в «Квартете», и потом в «Медее», сказала мне со всегдашней мудрой печалью: «Мне кажется, время его уходит. Это не значит, что он потом не вернется, но его слишком отыграли. И когда я играю Хайнера Мюллера, а потом у меня два монолога еврипидовских, я думаю: насколько легче играть Еврипида. Не потому, что Мюллер такой сложный, а потому, что чище чувства, чище намерения у Еврипида… Терзопулос поставил, по-моему, все его пьесы. И я как раз говорила Теодоросу, что эстетика Мюллера, когда все играется на черном дворе, где свалка, уже отошла».

На спектакле Кирилла Серебренникова, глядя на сцену и понимая, как много сегодня нужно, чтобы оживить этот вчера еще, позавчера волнующий, полузапретный (а в ГДР, а значит, и в СССР – запрещенный) текст, – тут и 17 обнаженных перформеров, и обладатель настоящего женского сопрано, в миру контр-тенор Артур Васильев, и обрамляющие три стены сценической площадки экраны для видеопроекций, и Сати Спивакова, и Константин Богомолов, обнажающий перед публикой свой зад, – с мыслью Аллы Демидовой соглашаешься. Устарел. Мы уже разобрали и сломали все игрушки и тексты, так получилось, что безо всякого Мюллера. Пора собирать. Постмодернизм прошел, как золотой дождь, прошу прощения за двусмысленный образ. 

Успех был, этого не увидеть и не услышать было невозможно. Стоячая овация, крики «браво». Легкую, то есть ненаказуемую, оппозиционность можно было при желании обнаружить в промелькнувших на телеэкране и на экране задника сперва какой-то цитате из телевизионного общения президента то ли с журналистами, то ли с народом, потом – вдохновенная фигура ведущего Дмитрия Киселева. Пока публика входит в зал, на сцене – нечто среднее между больницей для привилегированных пациентов и санаторием: кровати с капельницами, персонал, протирающий пыль со сверкающих поверхностей. Времена, как обычно – тем более, текст постмодернистский! – спутаны: с одной стороны, свежекупленный ксерокс, у кровати, на столике, – серьезная аппаратура, рядом, на холодильнике – черно-белый телевизор. В первой сцене Богомолов и Спивакова холодно обмениваются страстными монологами из «Квартета», позже актер Александр Горчилин добавляет в спектакль тексты из «Гамлет-машины». Совершенно обнаженные, то есть поначалу еще в балаклавах, а потом абсолютно голые команды из восьми танцовщиков и восьми танцовщиц (позже к ним присоединяется еще одна) декорируют, иллюминируют (воспользуемся этим термином из постмодернистского лексикона) тексты, то притворяясь мебелью и ветошью, то чуть-чуть прибирая одеяло на себя; единственное, чего они точно не делают, – они не пытаются хоть сколько-то внимания обратить на свою наготу и тем самым возбудить кого-то. Чего нет, того нет. И не пытаются. И – надо отдать должное намерениям постановщика и хореографа, и таланту актеров – не возбуждают совсем. Спектакль – про слова, все «сиськи-пиписьки» – в словах, а эти – не названы, значит, их нет. В разговорах есть – про буйно вьющиеся лобки и влажность срамных губ, но все это – ровным голосом, почти без интонаций, в котором, как и в наготе, нет места эротике. 

Богомолов взят в спектакль, как говорится, как есть, в чистом виде, со всеми любимыми темами, точно со сцены театрального центра «На Страстном», с очередного капустника по поводу «Гвоздя сезона» пересажен в Хайнера Мюллера. Без перемен. Те же закатывающиеся глаза, вид утомленный и усталый голос, та же как бы ирония, любимые темы – о фекалиях, о сексе, ярким моментом спектакля становится демонстрация Богомоловым задницы… Ближе к финалу его буквально купают в вине. Два часа без антракта. «Между прочим, я себе нравлюсь…» – говорит он словами Мюллера, надо понимать. Усталым голосом. Ему веришь. «Я надеюсь, вам не наскучила моя игра? Это было бы непростительно», – премьерный зал отозвался на эти слова аплодисментами. Хотя мне, как и моим соседям, было очень скучно. Пожалуй, в этом состоит главный недостаток спектакля. Но пространным разговорам о смыслах это, конечно же, не мешает.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
514
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
641
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
543
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
446

Другие новости