0
1786
Газета Дипкурьер Интернет-версия

21.02.2005 00:00:00

Коррумпированной власти Назарбаева пора положить конец

Тэги: казахстан, оппозиция, выборы, туякбай, назарбаев


казахстан, оппозиция, выборы, туякбай, назарбаев Лидеру казахстанской оппозиции не чужды президентские амбиции.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

-Жармахан Айтбаевич, ваше публичное несогласие с результатами сентябрьских выборов и уход в стан оппозиции произвели эффект разорвавшейся бомбы. В чем причина этого, как писали газеты, «поступка года»?

– Полтора десятка лет я находился в высших эшелонах власти и довольно долго расставался с иллюзиями. В последние годы этот процесс ускорился. А на посту спикера Мажилиса я убедился, как неограниченная власть президента обращает в фикцию другие ветви власти, как тормозится, подавляется развитие любых институтов гражданского общества.

Выстроенная по принципу личной преданности президенту, раздающая в награду за услуги право на произвол и коррупцию, эта система власти не может быть ни близка народу, ни ответственна перед ним. Впрочем, вряд ли нужно долго разъяснять особенности классических авторитарных режимов. Они достаточно известны и, к великому сожалению, мы получили новую яркую иллюстрацию в лице Казахстана.

Если в середине 90-х годов, в период экономического спада, еще можно было оправдать резкое усиление «президентской вертикали», то теперь, через несколько лет после преодоления многих постсоветских кризисных явлений, архаичность существующей властной системы просто бросается в глаза.

Да, Казахстан пять лет демонстрирует 10-процентный экономический рост – что неудивительно при троекратном по сравнению с 1991 годом увеличении добычи нефти и существующих мировых ценах на энергоносители. Хотя макроэкономические показатели почти вернулись к уровню 14-летней давности, наши сограждане в своей массе еще далеки от тогдашнего уровня жизни. Правительство постоянно облагораживает эту ситуацию, подгоняя ее под свои лукавые статистические методики. Так, установленный в Казахстане прожиточный минимум при сопоставимом уровне цен в разы ниже, чем в России. Поэтому есть серьезные сомнения в социально-экономической эффективности существующей системы управления. А в политическом смысле положение по-настоящему тревожное.

Некоторые надежды на изменение ситуации появились в прошлом году, когда глава государства пообещал провести честные и прозрачные выборы в Мажилис. Тем горше было последующее разочарование. В ходе избирательной кампании и при подсчете голосов административный ресурс активно и открыто работал против оппозиционных партий. Данные экзит-полов, отчеты международных наблюдателей подтвердили тот факт, что демократические силы не победили из-за массовых фальсификаций. До сих пор не могу забыть реакцию избирателей в одном из округов южного Казахстана. Люди просто рыдали: «Зачем же такие выборы? Лучше бы просто назначили, кого надо».

– Вы рассчитывали, что ваш «демарш» станет громким и вы уже в ближайшее время станете одним из лидеров оппозиции?

– Надеюсь, это не прозвучит высокопарно, но свой выбор я сделал прежде всего перед своей совестью. Поэтому особо не просчитывал будущие шаги. Да, наверное, в тот момент демократический лагерь и не смог бы предложить мне ничего конкретного. Столкнувшись с такими циничными выборными злоупотреблениями, оппозиция некоторое время пребывала в замешательстве.

Другое дело, что жизнь заставляет быть последовательным. Сам по себе факт моего протеста против результатов выборов, как и любые пассивные нравоучения, абсолютно не способен ни на что повлиять. Но страна действительно оказалась в политическом тупике.

– Символично, что оппозиционные силы в Казахстане воспрянули как раз в те дни, когда на Украине чаша весов окончательно склонилась в пользу Виктора Ющенко┘

– Глубинные общественные процессы в нашей республике, конечно, во многом синхронны с теми, что происходят в абсолютном большинстве постсоветских государств. Хотя противостояние власти и оппозиции в Казахстане имеет совершенно самостоятельную и весьма богатую историю.

Что же касается последнего витка напряженности, его, как это обычно и происходит, спровоцировали весьма неуклюжие и примитивные действия власти, совершенные от полной растерянности. Я имею в виду фальсификацию прошлогодних выборов в Мажилис. А вскоре наши властные оппоненты снова «подкинули дров»: предприняли уже откровенно репрессивные меры, в том числе ликвидировали одну из крупнейших партий страны «Демократический выбор Казахстана».

Вообще по итогам прошлого года демократические силы извлекли немало полезных уроков и окончательно осознали необходимость объединения. На это и направлены сегодня все наши усилия. Хотя я не буду отрицать важность для нас такого морального фактора, как победа украинской «оранжевой революции»┘

– А на какой стадии сейчас находится противостояние власти и оппозиции?

– Образно говоря, в последнее время обе стороны произвели разведку боем, «прощупали» твердость позиций и намерений друг друга. Теперь наступило относительное затишье. Но при всем внешнем спокойствии ситуация полна скрытого, я бы даже сказал, драматического напряжения, накала. Очень напоминает затишье перед бурей.

– На днях у одной из ведущих оппозиционных партий «Ак-Жол» произошел раскол, как бы вы могли прокомментировать эти события?

– Говорить о расколе, наверное, еще рано. В руководстве партии возникли некоторые разногласия по организации партийной работы, стратегии. В частности, один из сопредседателей партии «Ак-Жол» Алихан Байменов предложил созвать пленум, чтобы обсудить дальнейшие шаги партии. Кроме того, Байменов не согласен по вопросу выдвижения единого кандидата.

– Он выступает против вашей кандидатуры?

– Да нет, мы еще конкретно по персоналиям кандидатуры не обсуждали. Он считает, что все решения Координационного совета в последующем должны утверждаться на съездах партии. В ближайшее время состоится съезд партии «Ак-Жол», на котором они должны будут определиться. Трагедии в данном случае я не вижу. Это, наоборот, хорошо, что такая ситуация возникла сегодня, а не в тот момент, когда мы будем на марше.

– А есть уже претенденты на пост президента?

– Желающих много. Но откровенно говорить об этом пока решаются не все. К концу месяца мы должны создать общественное движение «За справедливый Казахстан» и тогда назовем конкретные имена.

– Можно ли уже сегодня говорить о консолидации оппозиции и какова ее дальнейшая цель?

– Демократические силы объединяются только для того, чтобы разрушить сегодняшнюю систему власти – коррумпированную, безответственную, которая ведет к тоталитаризму и укреплению автократии в нашей стране. Для создания условий дальнейшего демократического развития нашей страны. Поэтому мы и ставим себе такую задачу – объединение для выдвижения единого кандидата на предстоящих выборах. А будет ли объединение существовать после выборов, это уже другой вопрос.

– Не исключено, что вы можете стать кандидатом от оппозиции на предстоящих президентских выборах?

– Необходимость выдвижения единого кандидата от оппозиции совершенно очевидна. Поиск такой фигуры уже ведется, но пока рано говорить о конкретном лице. Многое покажут ближайшие месяцы. А то, о чем вы говорите – образование Координационного совета демократических сил Казахстана, разработка проекта новой Конституции, – это как раз и есть составные части нашего объединительного процесса, в котором мои коллеги доверили мне определенные функции.

– В чем различие между предложенными поправками в Конституцию оппозицией и пропрезидентскими партиями?

– Отличие прежде всего в том, что рабочая группа Координационного совета не ограничилась поправками, а разработала проект принципиально новой Конституции. Нет смысла вносить точечные изменения в действующую Конституцию 1995 года, которая является целостным механизмом усиления власти президента. Именно благодаря лукавствам, пронизывающим этот документ, президентская власть и смогла подмять под себя все общество. А обилие оговорок и отсылочных норм, касающихся прав и свобод человека, в итоге способствует фактической беззащитности гражданина перед своим государством.

В нашем проекте президент лишается статуса главы государства и становится фигурой исполнительной власти, ответственной за оперативные вопросы госуправления и обеспечения национальной безопасности. Право выступать от имени народа предоставляется единственному законодательному органу – парламенту, президенту же – лишь в пределах его конституционных полномочий. Горький опыт нашей страны продиктовал нам и такие конституционные положения, как сужение полномочий органов прокуратуры, запрет на политическую монополию какой-либо одной политической партии, запрещение близким родственникам главы государства занимать руководящие государственные должности.

– До сих пор в тюрьме находится другой представитель оппозиции Галымжан Жакиянов...

– Мы выдвигаем власти наши требования. Их не много. Первое – принятие новой конституции. Второе – признать нелегитимными прошедшие выборы в парламент, и одно из главных – освободить из мест лишения свободы Галымжана Жакиянова. Этот лозунг с нашей повестки дня никогда не снимался. Я пару дней назад был у него. Он находится в колонии на поселении. Но власть сейчас предпринимает усилия, чтобы его снова вернуть в колонию строгого режима.

– Как вы оцениваете ситуацию накануне выборов?

– Сегодня власть делает все, чтобы понравиться народу. Впервые увеличили статью расходов на соцльготы. С другой стороны, активно расчищается политическое поле оппонентов, которые могут реально противостоять нынешнему главе государства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
479
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
595
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
504
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
411

Другие новости