0
2896
Газета Дипкурьер Интернет-версия

11.04.2005 00:00:00

Нурекское «Окно» готовится к отражению террористов

Тэги: таджикистан, нурек, база, граница, терроризм


таджикистан, нурек, база, граница, терроризм Нурек стал известен в советские времена именно благодаря своей плотине.
Фото Анатолия Стасовского

Оптико-электронный узел системы контроля космического пространства «Нурек» (другое название «Окно»), безусловно, является самым ценным военным объектом России в Таджикистане. Его военно-стратегическое значение столь значимо, что во взаимоотношениях Москвы и Душанбе всегда будет основополагающим. После визита президента Владимира Путина в республику в октябре 2004 года здесь, с одной стороны, все стабильно: были подписаны соответствующие документы, по которым космический комплекс стал собственностью России. С другой – уход российских пограничников с Пянджа определенным образом корректирует ситуацию вокруг «Нурека». Это своими глазами увидел корреспондент «НГ», побывав недавно в Нуреке – городе в 68 км от Душанбе, по названию которого узел Космических войск РФ и получил свое наименование.

Чего боится президент Рахмонов

Вообще-то «Окно» – это как бы два объекта. Один – военный городок, который расположен в Нуреке. А вот до другого, где несут боевое дежурство, надо еще добираться. Он находится в горах на высоте 2,2 тыс. метров. Дежурные смены туда отвозит специальный автобус. А можно и вертолетом – близ шарообразных астрономических павильонов узла оборудована вертолетная площадка. Впрочем, «своего» вертолета на узле нет.

Разумеется, объект суперсекретный и не всякий журналист может его увидеть. Снимать можно только «в общем плане». А внутрь одного из «шаров» командир части полковник Сергей Чистяков разрешил зайти лишь главе делегации Мосгордумы Александру Ковалеву. Под большим впечатлением от увиденного депутат рассказал: «Давно хотел увидеть наше знаменитое «Окно», и вот мечта сбылась. Там электронная начинка. Система, которая следит за космосом, чем-то похожа на короткоствольную пушку. Самих приборов не видно. А «пушка» смотрит из окна и окидывает Вселенную «взглядом», как мне объяснили, под углом 130 градусов...»

Полковник Чистяков пояснил, что «Окно» – это, по сути, «глаза» Космических войск России. Почти круглый год в этой горной местности стоит ясная погода – идеальная для наблюдения за Вселенной. Больше таких мест нет нигде на Земле (в том смысле, что не везде оборудуешь пункты контроля полетов спутников и ракет). У американцев 3 подобных станции слежения расположены по экватору, но там число ясных дней в году гораздо меньше. «Космические глаза» России, обозревающие пространство от 112 до 40 тыс. км, по слабо отражающемуся свету находящихся в космосе аппаратов «считывают» информацию о них – буквально все подробности. Всего в вычислительном центре 10 станций слежения и, по словам командира части, будет еще 4. Каждая начиненная электроникой «пушка» весит 44 тонны. Работает она в трех плоскостях и «перекидывается» из одной стороны в другую в течение секунды. Информация об объектах передается в космический центр «Окна», который ее обрабатывает и отправляет на анализ дальше – в подмосковный Ногинск...

Виды отсюда самые что ни на есть! Как на ладони – город и знаменитая плотина Нурекской ГЭС с искусственным морем, по которому плавают катера. Вода в море и реке Вахш – неповторимого бирюзового цвета. Здесь водятся маринка, сазан, карп, карась. Офицерам-рыбакам удавалось выуживать экземпляры по 12, а то и по 15 кг. Внизу, у подножия плотины, директор гидроэлектростанции начал окультуривать берег Вахша, пытаясь засадить его гранатовым садом...

Метрах в 800–900 от астропавильонов – дача президента Таджикистана Эмомали Рахмонова. Таджикский лидер возвел здесь свою новую резиденцию в псевдорусском стиле («старая» остается в Гиссарской долине в верхнем течении реки Варзоб недалеко от Душанбе) года полтора назад. Видимо, не только для того, чтобы любоваться красотами родной страны, ловить рыбу и дышать необыкновенным воздухом. Ведь это идеальное для него место с точки зрения безопасности: как бы российская территория на земле республики. Добраться же не проблема – вертолет┘

С учетом опыта войны 90-х┘

Вместе с нами приехали артисты из Москвы. В военном городке в Нуреке они выступали уже поздно вечером, но народу у летней площадки, где проходил концерт, собралось очень много. Для детей местных военных это вообще праздник. Их здесь немало – в русской школе (престижной и для местных детей) учатся 700 человек, в одном только 11-м классе – человек 30. Хотя сам военный городок небольшой и компактный.

Недавно здесь возвели церковку. Заложили ее в 99-м, построили через два года, и, как только двери храма открылись, он тут же стал объектом активной духовной жизни гарнизона. Своего батюшки нет, служить из таджикской столицы приезжает протоиерей душанбинской православной церкви (той самой, которую посетил Путин) отец Сергий.

Между тем уход российских пограничников накладывает свой отпечаток на жизнь городка. В его тылах протекает стремительный Вахш. Еще недавно берег был открыт «для посещения», теперь же вдоль него выстраивают мощный бетонный забор. Как пояснил полковник Глухань, «с уходом пограничников мы повышаем свою ответственность за объект «Окно» и совершенствуем готовность к предотвращению различных террористических актов, которые могут быть предприняты из-за отсутствия надежной защиты границы». На вопрос корреспондента «НГ», получены ли уже какие-то инструкции по этому поводу от руководства Космических войск и Минобороны, замкомандира части ответил, что «каких-то специальных указаний на этот счет и не требуется. И охрана, и оборона объекта – основное из мероприятий, по которому оценивается его боеготовность».

Ряд офицеров пережили в Нуреке гражданскую войну 90-х годов. По их воспоминаниям, предпосылки к захвату части тогда были, но, поскольку городок охраняли подразделения 201-й дивизии и сами «окновцы» принимали соответствующие меры, этого не произошло. Но в масштабах города война была самой настоящей, семьи военнослужащих были тогда эвакуированы. Сегодня из всех заграничных группировок России часть в Нуреке – единственная, которая имеет опыт эвакуации людей в условиях реальных боевых действий.

Ротация есть, а замены нет

Некоторые офицеры служат здесь по 10 лет. Раньше ротация была естественной: «надоело» в Нуреке, потянуло в Россию – подыскал себе местечко и «прощай, Таджикистан». Теперь вышел приказ министра обороны, который определяет сроки службы в республике: три года «обязательных» плюс два года – на усмотрение командира части, что-то типа поощрения за отличную службу. По новым правилам, старожилам давно уже надо было бы уезжать отсюда. Но, как сказал полковник Глухань, «приказ приказом, а есть вещи, которые необходимы для поддержания боевой готовности части. У нас есть буквально штучные специальности, которые требуют очень высокого профессионализма!»

В выучке и опыте российских военных в Нуреке сомневаться не приходится. «Окно» в горах работает без сбоев, и обстановка в космосе известна в любое время дня и ночи. К тому же профессионализм «работающих на космос» офицеров-программистов, инженеров, наладчиков на столь высоком уровне, что в ряде случаев нет необходимости привлекать гражданских специалистов, обслуживающих сложную технику.

Стратегическое партнерство: как оно есть в Нуреке

Никаких военных частей, кроме российской, в Нуреке больше нет. И командование части чутко реагирует на любые изменения «социального климата». С местными властями установлены конструктивные отношения. Это позволяет быстро и адекватно реагировать на возникающие ситуации. А инциденты случаются: кто-то лишнего примет на грудь и повздорит с местными жителями, кто-то выкинет фортель на любовном фронте┘ Но в целом население к российским военным относится доброжелательно.

Полковник Глухань рассказал, что порой отдельные события в России «бьют по нам сильнее, чем когда кто-то из наших что-то натворит». Когда 9 февраля 2004 года в Санкт-Петербурге группой подростков была убита 9-летняя таджикская девочка Хуршеда Султанова, моральная обстановка в Нуреке не то чтобы обострилась, но напряженность в воздухе витала. Глухань лично ездил по местным школам (начав со «своей») и разъяснял детям и молодежи «суть вещей». Ситуацию тогда до накала страстей удалось не довести.

Командование и нурекская администрация готовятся совместно отметить 60-летие Победы. Опыт уже есть – 23 февраля сообща отпраздновали. 9 Мая военнослужащие российской части наденут праздничную форму и примут участие в параде.

В 35-тысячном Нуреке 1,5 тыс. человек русскоязычного населения. В городе проживают 27 ветеранов Великой Отечественной войны, из которых трое – русские. Фронтовикам – особое внимание. В части решили малоимущим ветеранам, как русским, так и таджикам, оказать материальную помощь...

Конечно, тесные контакты с населением и властями необходимы в условиях нахождения в «чужой стране». В ситуации, когда «героиновая война» на Пяндже после ухода с этого рубежа российских пограничников может переместиться в глубь Таджикистана, такое «стратегическое сотрудничество» нужно усиливать. Командование оптико-электронного узла это осознает. Кроме установления добрососедского климата (дай Бог, чтобы тут «ясных дней» было столько же, сколько их над «шарами слежения» в горах) укрепляется оборона военного городка, отрабатываются задачи по качественной защите как «нижнего», так и «верхнего» объектов.

И все же офицеры надеются, что «второй гражданской» в Таджикистане уже не случится.

Нурек–Душанбе–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
999
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1354
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1028
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
857

Другие новости