0
1887
Газета Дипкурьер Интернет-версия

19.03.2007 00:00:00

Ось «Баку–Тбилиси–Анкара» становится реальностью

Ираклий Менагаришвили

Об авторе: Ираклий Менагаришвили - директор Тбилисского центра стратегических исследований, экс-министр иностранных дел Грузии (1995-2003 гг.).

Тэги: южный кавказ, интеграция, энергетика, карабах


В последнее время события на Южном Кавказе освещаются по большей части в контексте или так называемых замороженных конфликтов, или же российско-грузинских противоречий. Между тем в регионе происходят события, заслуживающие не менее пристального внимания.

Несмотря на все пессимистические прогнозы, Южный Кавказ дает пример эффективности новых схем интеграции, которые приходят на смену централизованным экономическим связям, действовавшим в рамках СССР и рухнувшим с его распадом. Реалии начала 90-х годов прошлого столетия были таковы, что, как и все бывшие советские республики, страны Южного Кавказа должны были искать свое место в изменившейся геополитической и экономической системе координат.

От пилотного проекта до энергетического коридора

Новые интеграционные схемы начали формироваться здесь с середины 1990-х годов. Их основой стали энергоносители Каспия, разведка и реальные перспективы разработки огромных запасов нефти и газа на морских месторождениях Азербайджана. Благодаря этому фактору у Баку появилась реальная возможность стать новым и серьезным игроком в этой сфере. Причем, по всем прикидкам, энергоресурсов на азербайджанском шельфе достаточно для того, чтобы качать их не только по традиционному, «северному маршруту», то есть в Россию, но и по другим направлениям, с выходом на другие рынки. Пилотным в этом смысле стал азербайджано-грузинский проект по строительству нефтепровода Баку–Супса, обеспечивавшего выход бакинской нефти к Черному морю через Грузию. Поначалу затею мало кто воспринимал всерьез. Многие, в том числе и в России, видели в проекте мало экономики, но много политики, связывали его с попыткой Азербайджана и Грузии ослабить значение «российского фактора» и начать собственную игру. Критику вызывало и решение проложить нефтяной маршрут через далекую от стабильности Грузию. Но трубопровод был проложен, нефтяной терминал в Супса построен. И эта схема транспортировки нефти работает с нарастающей мощностью.

Успешная реализация этого двустороннего проекта сняла последние сомнения крупных западных компаний, участвовавших в разработке азербайджанского месторождения Азери–Чираг–Гюнешли, в реальности и экономической эффективности другой, более масштабной идеи – строительства основного экспортного нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД), а затем и газопровода Баку–Тбилиси–Эрзерум (БТЭ). С реализацией этих проектов и последовавшего за ними решения Азербайджана, Грузии и Турции построить новую и тоже весьма перспективную железнодорожную магистраль Баку–Тбилиси–Карс (ее будущую пропускную способность сейчас просчитывают не только в Азербайджане, Грузии и Турции, но и в странах Центральной Азии, в Китае) начала формироваться новая ось региональной интеграции – Баку–Тбилиси–Анкара. Эти три страны пошли дальше простого развития двусторонних торговых связей и вывели отношения на совместную реализацию крупных инфраструктурных проектов, которые становятся основой интеграции Южного Кавказа в мировую экономику, важнейшими элементами транспортного коридора «Восток–Запад». Такое стратегическое партнерство имеет большие перспективы. Сотрудничество стран новой оси будет нарастать, в том числе за счет включения в формат других участников – богатых энергетическими и другими сырьевыми ресурсами стран, расположенных к востоку от Каспия. Не случайно Казахстан заявляет о готовности направить инвестиции на развитие грузинского порта Поти, захлебывающегося от растущего потока товаров из Центральной Азии.

Есть все основания утверждать, что и Запад не ограничит интерес к региону успешным участием в реализации энергетических проектов. Кстати, тогда, в конце 1990-х, для западных инвесторов это была своего рода целина – на Южном Кавказе их не было с 1917 года, после того как Нобели и Ротшильды ушли с бакинских промыслов. Но они поверили в способность Азербайджана и Грузии обеспечить безопасность экспортного нефтепровода даже при наличии неурегулированных конфликтов. Конечно, тут присутствуют и политические интересы, но для Запада это был шанс укрепить энергетическую безопасность, и он его использовал.

Чего не скажешь о России, которая, напротив, из-заполитических разногласий отстранилась от интеграционных процессов в регионе, а на каком-то этапе, скажем, в случае с проектом Баку–Тбилиси–Джейхан даже пыталась противодействовать его реализации, доказывая экономическую бесперспективность. Безусловно, обрыв всех нитей, проходящих в регион через территорию нацелившейся на вступление в НАТО Грузии, ударил по всем странам Южного Кавказа. Но не лучшим образом отразился он и на российских интересах в регионе. В таких условиях регион не может взять на себя функцию связующего звена коммуникационной системы «Север–Юг», и это несравнимо с той мнимой выгодой, которую, как считается, Россия имела бы, сохранив на Южном Кавказе мало что решающие в современных условиях политические «рычаги влияния» на Грузию и Азербайджан. Уверен, есть над чем задуматься.

Чей «пакет акций» весомее

Считается, что роли у участников оси Баку–Тбилиси–Анкара далеко не равнозначны, что позиции Азербайджана, откуда берет начало этот энергетический поток, и Турции, имеющей свои терминалы на Средиземноморском побережье, куда сильнее, нежели у Грузии, чьи функции ограничиваются транзитом. Безусловно, «пакет акций» в новой интеграционной схеме у соседей Грузии весомее. Но без грузинского транзита этой схемы не могло быть, Грузия фактически обеспечивает жизнеспособность обоих энерготранспортных проектов, как и будущего железнодорожного. Так что все разговоры на тему «кому это партнерство более выгодно, а кому менее» не имеют смысла. Тут мы имеем дело с беспроигрышной комбинацией интересов.

Лишены всякого основания и опасения относительно уже проявляющейся в Грузии «экономической экспансии» со стороны Азербайджана, который, мол, помимо всего прочего стал основным владельцем строящегося на Черноморском побережье, в местечке Кулеви, нефтяного терминала, собирается строить там же крупный нефтеперерабатывающий завод, внедряется в грузинскую банковскую сферу. Но ведь это – экспансия капитала, и ее следует приветствовать, так как это опять-таки новые рабочие места и вообще вложения в грузинскую экономику. Единственное, о чем можно сожалеть, что это не частные, а государственные инвестиции. Частный капитал того же Азербайджана или, скажем, Казахстана, России в интеграционных проектах Южного Кавказа представлен слабо. И это в известной мере политизирует перспективы развития сотрудничества, ставит их в зависимость от политической конъюнктуры, от, как показывает опыт Грузии и в менее острой форме – Азербайджана, переменчивых отношений с той же Россией.

Безусловно эффективно воспользовалась возникшими возможностями географически находящаяся за пределами Южного Кавказа Турция – страна, на протяжении многих веков имевшая большое влияние на Грузию и Азербайджан. Турция не упустила того, что упало ей в руки после распада СССР, когда эти две ставшие независимыми страны оказались без проявлений особой заботы со стороны Москвы как бывшего союзного центра и как бы на отшибе, в стороне от основных политических тенденций. Для Турции это была реальная возможность усилить позиции, к тому же – с доступом к новому, азербайджанскому «нефтегазовому Клондайку». Турция сделала то, что сделала бы любая другая экономически состоятельная страна. Тем более что у новых партнеров были веские причины доверять Турции – эта страна в начале 1990-х годов была основным торгово-экономическим партнером как для Грузии, так и для Азербайджана и помогла им решить острейшую продовольственную проблему. Естественно, с выгодой для себя.

Карабахский фактор

Приходится сожалеть, что в стороне от набирающей силу интеграционной оси оказалась третья страна Южного Кавказа – Армения. Причина тут в неурегулированности карабахской проблемы, а также в отсутствии отношений между Арменией и Турцией. Между тем анализ показывает, что при нормализации армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений процессы интеграции получили бы дополнительный импульс. В том числе и при реализации нефтегазотранспортных проектов. К сожалению, карабахский фактор свел все теоретические плюся к нулю. Так же и в случае с готовящимся строительством железной дороги Баку–Тбилиси–Карс, в котором тоже решено обойтись без Армении. Хотя, казалось бы, зачем затевать строительство нового участка от грузинского Ахалкалаки до турецкого Карса, когда уже есть готовая ветка Карс–Гюмри (бывший Ленинакан)? Это – классический пример того, как в жертву политическому моменту приносится экономическая целесообразность и вообще перспективы развития региона. Это еще один аргумент в пользу того, что необходимо приложить все силы для нормализации отношений между соседними странами. Но и тут не все безнадежно, в чем убеждают заявления главы МИД Армении Вардана Осканяна о том, что Ереван должен поработать над возможностью подключения к транскаспийским проектам. Важно, что в Армении, зажатой в двойное кольцо транспортной блокады – азербайджанской и турецкой, имеющий выход во внешний мир только через грузинские порты, уже есть понимание важности участия в региональных интеграционных процессах.

Тбилиси


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
373
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
483
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
391
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
332

Другие новости