0
1281
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.07.2007 00:00:00

ЕС не создает препятствий российским инвестициям

Тэги: евросоюз, инвестиции, косово


Глава представительства Европейской комиссии в России Марк Франко в эксклюзивном интервью «НГ» комментирует ситуацию в отношениях ЕС–Россия, говорит о перспективах переговорного процесса о новом базовом договоре и разъясняет подходы ЕС к таким актуальным проблемам, как Косово и ПРО.

– Господин посол, позвольте начать с темы инвестиционной экспансии российского капитала, которая сейчас так оживленно обсуждается на пространстве ЕС. Сообщается, в частности, что германское правительство намеревается предпринять в этой связи защитные меры. Что вы думаете по этому поводу?

– Российские инвестиции приветствуются в Европе, и для них нет никаких препятствий и ограничений. Но они, конечно, должны соответствовать существующим в ЕС правилам. В действующем Соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между ЕС и РФ заложены положения, определяющие инвестиции России в ЕС и наоборот.

На европейском рынке российские инвестиции работают на основе двух принципов. С одной стороны, им предоставляется режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым российские инвестиции могут приходить на рынок ЕС на тех же условиях, на которых работает американский или японский капитал. Другой принцип – принцип национального режима – означает, что российские предприятия имеют те же права и обязанности, что и любая европейская компания или другое иностранное предприятие, действующее в стране ЕС.

Но все ли эти принципы работают в отношении предприятий России, Японии, США? Означает ли это, что европейские предприятия всегда могут воспользоваться этим свободным потоком капитала? К сожалению, нет. Потому что практическая ситуация всегда отличается от принципов, заложенных в документах.

Тем не менее я хотел бы отметить, что российские жалобы необоснованны. Приведу один пример, когда много говорилось о дискриминации российских капиталовложений в Западной Европе. В свое время «Газпром» обозначил большую заинтересованность в приобретении британской газораспределительной компании «Центрика». Тогда премьер-министр Великобритании совершенно четко заявил, что российская компания может делать предложение. Но дело в том, что «Газпром» так и не внес его. Поэтому полагаю, что очень важно отделять факт от вымысла.

Кстати, есть случаи дискриминационного отношения к самим европейским предприятиям в рамках ЕС. Но если есть доказанные случаи дискриминационного отношения к российским инвестициям, то в соответствии с положениями СПС ЕС–РФ о недискриминационном режиме они могут быть переданы как в Европейскую комиссию, так и в суд для юридического решения возникшей проблемы.

Хотел бы подчеркнуть, что такой же принцип недискриминации должен соблюдаться и в России в отношении европейских компаний. Они тоже должны иметь все гарантии недискриминационного режима для своей работы.

– В начале вашей миссии в Москве два с половиной года назад вы в нашей беседе выражали оптимизм по поводу развития отношений между Евросоюзом и Россией. Но ныне не удается даже начать переговоры по новому базовому договору. Самарский саммит не назовешь удачным. Очевидны разногласия по Косово, проблемам демократии и т.д. Как вы сегодня оцениваете состояние отношений России и ЕС?

– Хочу заверить, что я все еще полон энергии и оптимизма. Я по-прежнему считаю, что отношения между Россией и Европейским союзом развиваются в нужном направлении. Другое дело, что для их развития, может быть, нужно предпринимать дополнительные шаги. Что касается саммита в Самаре, должен сказать, что пресса как в России, так и в странах ЕС дала, на мой взгляд, чрезмерно негативную оценку результатов переговоров. Конечно, в них появились некоторые расхождения позиций и мнений. Но это абсолютно нормально, когда отношения столь интенсивны, как между ЕС и РФ. Проявляющиеся расхождения безусловно необходимо обсуждать, что и делали наши лидеры в «Волжском утесе». В том числе на пресс-конференции, где журналисты буквально набросились на лидеров, задавая преимущественно вопросы, относящиеся к негативным аспектам наших отношений, и игнорируя то положительное, что было достигнуто.

– По-прежнему не ясна судьба переговоров о новом базовом договоре между Россией и Евросоюзом. В отличие от финского и немецкого председательств эта проблема не обозначена в числе приоритетов Португалии, председательствующей сейчас в ЕС. Чем это объясняется?

– Иногда работа не столь очевидна, поскольку идет как бы за кулисами. Но в отношениях РФ–ЕС она ведется широко и по всем направлениям. Поэтому нет необходимости обозначать начало переговоров как приоритет. Я не настолько пессимистичен, чтобы считать их открытие при председательстве Португалии маловероятным. Пожалуй, вопрос переговоров о новом договоре между ЕС и РФ был излишне политизирован. А сейчас, поскольку он не значится в приоритетах и многие вещи можно обсуждать и решать на техническом уровне, есть вероятность, что переговоры начнутся еще до завершения председательства Португалии.

В отношениях РФ–ЕС юридической основой пока остается СПС. Плюс к тому существуют «дорожные карты», в рамках которых постоянно идет работа по широкому кругу вопросов и разным направлениям. Очень интенсивно работают специалисты. Причем эта деятельность ведется непрерывно и каждый день приносит что-то новое.

Намечаемый новый базовый договор придаст новый импульс партнерству и откроет новое видение в наших долгосрочных отношениях. Мы должны определить общие долгосрочные цели и пути их реализации. По-моему, задержку переговорного процесса не следует воспринимать драматически. В то же время задача переговоров безусловно сохраняет свою актуальность и важность.

– Последнее время лидеры ЕС особо подчеркивают принцип солидарности. Евросоюз фактически встал на сторону Польши в ее спорах с Россией о «мясном эмбарго». Не помешала ли такая солидарность продвижению в российско-еэсовских отношениях?

– Европейский союз не является просто собранием 27 членов, как и какой-либо монолитной империей. Это некое особое творение, при котором страны – члены союза добровольно отдают часть своего суверенитета наднациональным органам по тем вопросам, в которых они хотят проводить единую совместную политику. Но одновременно они сохраняют собственную ответственность на национальном уровне по всем другим вопросам. Скажем так: любая политика, которая исходит из Европы, состоит из двух компонентов. Есть компонент союза, и есть национальный компонент. Это относится, например, к энергетической политике и точно так же проявляется в контексте отношений ЕС с Россией. Иными словами, есть общая определяющая политика Евросоюза в отношении России, но при этом члены союза сохраняют и продолжают развивать свои отношения с ней на двусторонней основе в политической, экономической и других областях.

В целом национальные политики в отношении России вписываются в единую политику ЕС. Однако когда речь идет о 27 странах, то в этой общей политике появляются определенные различия мнений разных стран и различные акценты. Но в любом случае политика осуществляется на основе консенсуса всех стан-членов и принципа солидарности.

Второе обстоятельство, которое я хотел бы подчеркнуть, состоит в том, что Европейский союз не является некоей статичной организацией. Это система, которая всегда в движении. Баланс вопросов, выносимых на общий уровень, и тех, которые решаются в двустороннем порядке, все время меняется. Путем договоренностей какая-то часть передается наднациональным органам и реализуется уже ими.

Иногда наши российские коллеги в Министерстве иностранных дел делают вид, что они не совсем понимают, как вырабатывается и реализуется политика Европейского союза. Но думаю, что в действительности их понимание этой материи гораздо глубже и шире, чем они это показывают, поскольку они понимают, знают и умеют играть на различиях между странами ЕС.

– Вы тоже считаете, что Россия стремится разобщить страны ЕС, о чем пишут многие европейские СМИ?

– Российский президент и МИД неоднократно подчеркивали, что Россия заинтересована в сильном ЕС. Я думаю, что это истинная политическая позиция России. В то же время понятно, что российские коллеги получают зарплату за продвижение российских интересов на международной арене. В зависимости от развития ситуации они, безусловно, имеют возможность сыграть на разнице интересов стран ЕС. Но полагаю, что такие вещи носят краткосрочный характер, а в долгосрочной перспективе Россия заинтересована в сильном Европейском союзе.

– Прокомментируйте, пожалуйста, позицию ЕС по таким спорным вопросам, как окончательный статус Косово и планы размещения ПРО США в Чехии и Польше.

– Что касается Косово, то мы выступаем за долгосрочное урегулирование проблемы на основе резолюции СБ ООН. ЕС считает план, разработанный специальным представителем ООН Мартти Ахтисаари, хорошей основой для дискуссий и продолжения работы. Сейчас продолжается дискуссия по резолюции ООН. Мы знаем, что Россия придерживается отличной точки зрения, но верим, что через дискуссии и контакты мы сможем выработать близкие позиции.

По поводу размещения американцами противоракетной системы в Европе Европейский союз не выработал на данный момент какой-то единой позиции. Мы считаем, что принятие того или иного решения и рассмотрение этого вопроса в контексте своего членства в НАТО относятся к компетенции отдельных стран-членов, а также подлежат обсуждению в формате Совета Россия–НАТО.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
940
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1274
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
978
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
810

Другие новости