0
1474
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.07.2007 00:00:00

Шлагбаумы на пути интеграции

Тэги: центральная азия, энергетика


Только самые ленивые не говорят об интеграции Центральной Азии. Зато когда речь заходит о реальном воплощении этой славной идеи в жизнь, сразу возникает немыслимый частокол разногласий и трудностей.

Начать хотя бы с вопроса, что такое Центральная Азия. Выясняется, что, во-первых, восприятие региона как общности скорее имеет отношение к истории – давней и недавней, советской. Кстати, в советские времена регион назывался более пространно – Средняя Азия и Казахстан, что означало его подразделение как минимум на две неоднородные части.

Во-вторых, не следует абсолютизировать этно- и социокультурную гомогенность региона. Недаром при строительстве национальных государств одни напоминают о «кочевой демократии», а другие указывают на развитую городскую культуру. Заметим к тому же, что тюркская доминанта иногда воспринимается как потенциальная угроза со стороны ираноязычных таджиков.

В-третьих, ранее на этой территории не существовало такого количества государств с формальными границами, консолидированными властными структурами.

В-четвертых, происходит «размывание региона». Существует идея о неизбежном переосмыслении понятия «Центральная Азия» как уже сложившегося «старого» ареала, о расширении ее границ в южном направлении, включение в нее Афганистана, Ирана и даже Пакистана. В самом деле, понять происходящие здесь процессы невозможно без учета афганского компонента, а следовательно, событий в Пакистане и т.д. «Дальнее зарубежье» имеет, например, для Таджикистана куда большее значение, чем свара внутри казахстанской элиты.

Но не только теории и термины тормозят путь интеграции. Есть шлагбаумы куда серьезнее.

Три причины, которые мешают жить

Первая – нерешенные проблемы межгосударственных отношений. Одна из них – границы, на которых строг пропускной режим (если не уплатить бакшиш часовому в квазисоветской форме) и которые на ряде участков вообще заминированы. Плюс этнические анклавы, наличие которых – один из непосредственных источников нестабильности.

Не решена водная проблема. Водопользование могло бы явиться основой для постоянного продуктивного диалога, поводом для координации общих усилий и в конечном счете базой для бесконфликтного существования. Однако именно распределение и регулирование водных ресурсов оказывается объектом противоречий и используется в качестве средства давления на соседа.

И как венец хмурости межгосударственных отношений – отсутствие прямого рейса между Ташкентом и Душанбе. Посол России в Таджикистане Рамазан Абдулатипов выступил с замечательным предложением совершить такой рейс 9 мая. Голос российского дипломата не был услышан.

Повсеместно национальные интересы преобладают над интересами региональной интеграции. В этом, разумеется, нет ничего исключительного. Вспомним, как идет интеграция в европейском сообществе. Однако там общая тенденция такова, что в конечном счете европейцы осознают даже не столько неизбежность интеграции, сколько взаимную от нее пользу.

В Центральной же Азии и в обществе, и среди элит польза от интеграции представляется спорной. Отсутствует и сама модель интеграции, и покуда не видно особого стремления ее создать. Причем для кого-то эта модель вольно или невольно ассоциируется с советской эпохой (возврата в которую уже нет), кому-то навевает грустные – не в пользу Центральной Азии – сравнения с ЕС. Таджикский исследователь Рашид Абдулло, отмечая, что страны региона «находятся лишь в начале пути становления в качестве национальных государств», делает неизбежное пессимистическое заключение: «До создания условий для интеграции «по-европейски» пройдет еще немало лет».

Господствующие классы центральноазиатских государств склонны отождествлять свои собственные политические и коммерческие интересы с национальными. Это обстоятельство также затрудняет поиск общего языка. Отношения между государствами часто напрямую зависят от отношений между их лидерами. Это вообще типично для авторитарных режимов, тем более для режимов традиционного и полутрадиционного типа со слабо развитым гражданским обществом. Взаимная настороженность и просто недоверие между вождями очень часто осложняют межгосударственные отношения.

А вот влиятельных национальных институтов, эту интеграцию поддерживающих, не существует ни в одном государстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
492
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
610
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
521
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
424

Другие новости