0
2190
Газета Дипкурьер Интернет-версия

02.06.2008 00:00:00

Сербия войдет в Евросоюз раньше, чем Косово

Тэги: сербия, косово, ес


Государственный секретарь по европейским делам Жан-Пьер Жуйе в интервью «НГ» рассказывает об отношениях России с Евросоюзом, а также комментирует ситуацию вокруг Косово и проблемы, с которыми сталкивается Турция на пути в ЕС. 21 мая Жан-Пьер Жуйе посетил Москву и ознакомил российское руководство с приоритетами председательства Франции в Евросоюзе (июль–декабрь 2008 года).

– Господин министр, среди приоритетов французского председательства (борьба с потеплением климата и энергетическая политика; демография и иммиграция; сельскохозяйственная и продовольственная политика; политика безопасности) особо выделяется энергетический аспект, поскольку он тесно связан с Россией. Как вы оцениваете взаимодействие России и Евросоюза в этой области? Представляет ли Россия энергетическую угрозу, как утверждают некоторые политики в Европе?

– В Европе сложилось неадекватное восприятие об энергетической зависимости от России. Если посмотреть на цифры, то, с одной стороны, для России Европа – всего лишь рынок для поставок энергоресурсов. Но для Европы зависимость от России не такая уж большая – около 20–25%. Конечно, в Европе есть ряд стран, которые очень сильно зависят в плане энергетики от России. Но целиком и полностью Европа не зависит от России. Так что не надо преувеличивать и фантазировать.

Полагаю, что с Россией можно пытаться построить выгодные отношения. Россия старается получить больший доступ к сбыту энергоресурсов, это всегда было политикой Москвы. А Европа добивается долгосрочных отношений с РФ в энергосфере, прежде всего это касается нефти и газа. После получения Еврокомиссией мандата на начало переговоров о новом базовом соглашении ЕС с Россией, думаю, удастся добиться большого прогресса в стратегическом партнерстве между Европой и Россией. И энергетика будет одним из важных элементов этого партнерства.

Мы не хотим, чтобы была дискриминация на европейском энергорынке. Наше желание заключается в том, чтобы все операторы, прежде всего в газовой сфере, в случае России это, вероятно, будет «Газпром», и европейские операторы E.ON, Suez, Gaz de France, Electricite de France и другие, были в равных условиях. Мы говорим Еврокомиссии, что энергорынок должен работать рационально, что либерализация рынка не должна ослаблять европейскую энергетическую политику и ее операторов. Вот и все, что мы говорим: все должны быть на равных. Мы хотели бы большей взаимодополняемости российской и европейской энергополитики.

– Проблемы, с которыми столкнулась Еврокомиссия при получении мандата на переговоры с Россией по новому базовому соглашению, вновь напомнили о непростых отношениях Москвы с ее партнерами из Восточной Европы. Сначала наложила вето Польша, затем Литва. В России высказывается мнение, что в ЕС действует достаточно сильное антироссийское лобби. Каково ваше мнение?

– Во-первых, в ЕС существует солидарность между различными странами. Если у страны – члена ЕС возникает проблема с третьей страной, Россией или любой другой, мы пытаемся понять суть этой проблемы, как это было в случае с польским мясом. Тогда мы поддержали Польшу, поскольку посчитали, что проблема действительно имела место. Литва – иное дело. Мы призвали литовцев не брать в заложники отношения между Россией и Европой.

Во-вторых, в странах Центральной и Восточной Европы играют роль скорее воспоминания о Советском Союзе, чем страх перед Россией. Их менталитет все еще связан с СССР. И можно понять, что они всегда будут настороже. В-третьих, в ЕС есть страны, которые сильно зависят от России, прежде всего в плане энергетики, речь идет о зависимости на 80–90%. И у них есть поводы проявлять бдительность. В-четвертых, мы принимаем в расчет коллективные европейские интересы. И определить общие интересы 27 стран-членов сложнее, чем 15 и 12 стран. Завтра в ЕС могут быть приняты другие страны, не из Восточной Европы, а государства Балкан. Когда придет момент вступления в ЕС Хорватии и Сербии, управлять союзом станет не проще. В любом случае антироссийских настроений нет. Французское председательство привержено реализации своих главных целей, и с учетом исторических связей Франции и России для нас очень важно продвинуться по базовому соглашению о партнерстве с Россией. Это – важная цель французского председательства.

– Кстати, отношения России с Великобританией остаются напряженными, но все же Лондон не вовлекает столь часто Евросоюз в свои противоречия с Москвой...

– Страны Центральной и Восточной Европы пытаются привлечь внимание к своим интересам. Но речь не идет об антироссийских интересах. Они призывают к бдительности, но больше не хотят блокировать новое стратегическое партнерство ЕС с Россией. Россия является европейской страной и это не вызывает споров. Думаю, что говорить об антироссийских настроениях в ЕС было бы преувеличением.

– Вы сказали, что однажды Хорватия и Сербия войдут в Евросоюз. Сербия, на ваш взгляд, присоединится к ЕС до Косово, вместе с ним или после него?

– Я не могу назвать даты. Мы заключили Соглашение о стабилизации и ассоциации с Сербией. У нас также есть соглашение об облегчении визового режима. Если сербы примут соответствующее решение, очевидно, их страна войдет в ЕС до Косово.

– В ЕС есть страны, например Испания и Кипр, которые не намерены признавать Косово. Как это скажется на европейских перспективах нового государства?

– Это уже показывает, что переговоры по Сербии будут проще, ведь ее признают все. В случае с Косово это будет более долгий процесс. Отвечая на ваш вопрос, скажу: европейские перспективы Сербии более близки.

– У Франции был какой-то специальный интерес, если говорить о предоставлении независимости Косово? Почему Париж пошел на это? Можно ли было решить проблему Косово без изменения границ, чему так противится Россия?

– У Франции не было какого-то специального интереса... В интересах Европы – стабилизация Балкан. Мы приняли во внимание фактическую ситуацию, сохранявшуюся на протяжении 10 лет, а именно то, что в Косово имело место желание отделиться от Сербии. И надо было разрешить ситуацию исходя из фактического положения, то есть путем предоставления Косово независимости. Мое личное мнение: можно лишь упрекнуть Европу и другие страны в том, что все было урегулировано слишком поздно. Был ведь процесс Рамбуйе в 1998–1999 годах. Со временем проблема лишь осложнилась.

– На ваш взгляд, 10 лет назад Европа уже знала, что Косово получит независимость?

– Можно сказать, что мы знали, что в любом случае развод неизбежен. Как и в случае с семейными парами, развод – всегда вещь неприятная. Но когда вы осознаете, что развода не избежать, вы его оформляете. Вот в какой ситуации мы оказались.

– Разводы все же бывают разные. Например, Пекин и Гонконг выработали формулу совместного существования в пределах общей государственной границы...

– Мы рассмотрели все варианты. Над проблемой работали юристы, которым Франция задавала тот же вопрос, что и вы: можно ли поступить иначе? Рассматривался вариант конфедерации. Сейчас исходя из сложившейся ситуации надо смотреть в будущее. То же самое мы говорим сербам. И с этой точки зрения результаты выборов в Сербии вызывают оптимизм. Надо воспринимать это как последний этап распада Югославии. Мы слишком поздно, но разрешили ситуацию с распадом бывшей Югославии. Я – не фанат изменения границ и тому подобного, мне больше нравится стабильность. Мы придерживались реалистичного подхода, и на европейском уровне мы теперь обязаны обеспечить стабильность, верховенство закона, соблюдение прав меньшинств, особенно сербского меньшинства на севере Косово. Как были обеспечены права сербов в Боснии. Нам бы хотелось, чтобы границы были защищены, а Сербия получила реальную европейскую перспективу и смотрела в будущее. Как и в случае с Россией, связи Франции с Сербией очень сильные.

– Разъясните, пожалуйста, позицию Франции по вопросу о вступлении Турции в Евросоюз? Каковы перспективы этой страны?

– Позиция Франции заключается в следующем. Между Турцией и ЕС должны быть очень тесные отношения, которые могут вести вплоть до присоединения Турции к ЕС. Но на этом пути должен быть важный этап привилегированного партнерства. С учетом заявлений, сделанных в отношение Турции в 1999 году, Франция готова к открытию переговоров по главам, сопоставимым, с одной стороны, с присоединением, а с другой стороны – с привилегированным партнерством. В отношении Турции французское председательство будет объективным, непредвзятым , сбалансированным и справедливым. Мы не станем препятствием продолжению идущих переговоров между Турцией и Евросоюзом.

– Каковы основные препятствия у Турции на пути в ЕС? Как скоро она сможет присоединиться к Евросоюзу?

– Есть три настоящих препятствия. Юридическое препятствие: Турция не признала Республику Кипр. Если вы не признали страну ЕС, трудно стать членом ЕС самому. Это – обязательное предварительное условие. Во-вторых, Турция – это страна с населением 72 миллиона человек, а через 10 лет будет уже 85 миллионов человек. Интегрировать 85 миллионов человек в Евросоюз непросто в институциональном плане. В-третьих, у нас нет финансовых средств, чтобы проводить с Турцией ту же общую сельхозполитику, политику в области научных исследований, региональную политику, что и сегодня. Ведь речь идет о 85 миллионах человек! Это – очень важные практические проблемы. И важно обратить на них внимание. Когда эти проблемы будут решены, тогда и посмотрим. Потребуется изменение наших финансовых подходов и влияние такого присоединения на институциональную структуру ЕС.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
827
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1106
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
874
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
715

Другие новости