0
1583
Газета Дипкурьер Интернет-версия

29.09.2008 00:00:00

Нормализация без предварительных условий

Степан Григорян

Об авторе: Степан Григорян - руководитель Аналитического центра по глобализации и региональному сотрудничеству (Ереван).

Тэги: турция, ес, армения, отношения


Изменения во внешней политике Турции начались с 2002 года, когда к власти пришла исламистская партия «Справедливость и развитие». Как говорит известный турецкий эксперт, главный редактор аналитического журнала Turkish Policy Quarterly Диба Нигар Гоксел: «Власти Турции уже не считают, что интересы страны обязательно совпадают с позицией США, у Турции ослаб интерес к ЕС, она тяготеет к Ближнему Востоку, а также готова учитывать региональные интересы России и Ирана».

Действительно, отношения между Турцией и США ухудшились после начала иракской войны. Сегодня для Турции нежелательно региональное доминирование США, и она стремится к проведению более сбалансированной политики. Так, Турция заявляет об уважении интересов России в регионе и планирует подписать с Ираном крупные соглашения о поставках природного газа. Поэтому и не удивительно, что во время грузинского кризиса премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган 12 августа выехал в Москву. В это же время Анкара выступила с инициативой о создании вместе с Россией «Платформы сотрудничества и стабильности на Кавказе», к которой могут присоединиться Армения, Азербайджан и Грузия. В России идею турецкой стороны восприняли положительно. Президент Азербайджана Ильхам Алиев дал принципиальное согласие на участие в новом альянсе. Президент Армении Серж Саргсян оценил турецкую инициативу как шаг, направленный на формирование благоприятной атмосферы в регионе. Только президент Грузии Михаил Саакашвили взял паузу в связи с неурегулированностью отношений с Россией.

По всей видимости, руководство Армении, понимая сложность политической ситуации, сложившейся вокруг южнокавказского региона, и принимая во внимание углубляющееся напряжение в отношениях между Россией и Западом, готово участвовать во всех возможных инициативах и форматах сотрудничества для «нащупывания» новых наиболее оптимальных вариантов обеспечения безопасности страны.

Однако, как представляется, любая инициатива, направленная на сотрудничество и стабильность на Южном Кавказе, не может считаться реалистичной, если в ней не будут присутствовать США, ЕС и НАТО. Тем более что в последние годы США, ЕС и НАТО реализовали со странами региона серьезные проекты в военной, военно-технической, транспортно-коммуникационной и энергетической сферах. Поэтому попытка раздела влияния на Южном Кавказе лишь между Россией и Турцией будет труднореализуемой задачей, тем более что в ближайшей перспективе Грузия имеет реальные шансы войти в НАТО, а внутри этой страны практически нет сколько-нибудь значимых политических сил, ориентированных на иные системы безопасности.

Но с точки зрения нормализации армяно-турецких отношений новая внешнеполитическая концепция Турции имеет серьезный потенциал. Сегодня уже кажется не случайным то, что после избрания в феврале Сержа Саргсяна президентом Армении его турецкий коллега одним из первых направил ему свои поздравления. Армянская сторона, прочувствовав ситуацию, выступила с ответной инициативой: Серж Саргсян пригласил президента Турции Абдуллу Гюля на футбольный матч. А главное – Армения выступила с инициативой по созданию совместной «исторической комиссии». Этим армянская сторона «возвратила» турецкой стороне предложения 2005 года, когда премьер-министр Турции направил письмо тогдашнему президенту Роберту Кочаряну с пожеланием создать совместную комиссию историков для изучения фактов и обстоятельств, связанных с событиями 1915 года.

Вместе с тем определяющим в прорыве в армяно-турецких отношениях, приведшим к тому, что президент Турции посетил 6 сентября Ереван, является августовский кризис вокруг Грузии, который показал, насколько уязвимы страны региона перед внешними вызовами и угрозами. А потому все проблемы, существовавшие между Арменией и Турцией, отошли на второй план.

Война в Грузии привела к разрыву экономических связей во всем южнокавказском регионе. Ощутимо пострадала экономика Армении, для которой территория Грузии является «дорогой жизни», связывающей торговыми и экономическими «нитями» с Россией и Европой. По данным армянского правительства, за время боевых действий товарооборот Армении сократился в восемь раз. Проблемы возникли и у Турции, и у Азербайджана: временно прекратили работу нефтепровод Баку–Тбилиси–Супса и газопровод Баку–Тбилиси–Эрзерум. Кроме того, были приостановлены практически все энергетические и транспортные проекты, объединяющие Азербайджан, Грузию и Турцию. Как оказалось, Армения могла быть очень нужной в этой экстремальной ситуации, если бы не была изолирована от нефте- и газопроводов. Или нарушение работы грузинской железной дороги можно было бы частично компенсировать работой существующей, но не работающей железнодорожной ветки Карс–Гюмри.

Важно, что руководство Турции трезво оценивает существование этих проблем. Поэтому уже в ближайшее время возможен отказ Турции от политики предъявления предварительных условий Армении для нормализации армяно-турецких отношений, и от нее следует ожидать новых инициатив. Эти инициативы первым долгом будут касаться установления дипломатических отношений между Арменией и Турцией. Так, ожидается, что встреча глав МИД Турции и Армении в Нью-Йорке в рамках Генеральной Ассамблеи ООН даст импульс к подписанию декларации «добрых намерений».

Кроме того, Турция пытается активизировать свою роль в решении карабахского конфликта, так как признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии не могло не обеспокоить турецкое руководство. Понятно и то, что после столь серьезного осложнения отношений между Россией и США Минская группа (МГ) ОБСЕ, главный формат решения карабахской проблемы, не может работать как раньше. Поэтому и глава МИД Турции Али Бабаджан в ходе пресс-конференции в Брюсселе 16 сентября заявил, что трехсторонний формат – Армения, Турция и Азербайджан – может значительно облегчить процесс урегулирования нагорнокарабахского конфликта. Уже на следующий день министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян на встрече с французским сопредседателем МГ ОБСЕ Бернаром Фасье, высоко оценив посредническую деятельность группы и подчеркнув важность сохранения формата, объявил о согласии проведения встреч в трехстороннем формате со своими турецким и азербайджанским коллегами.

Конечно, все эти шаги турецкого руководства предполагают и ответные действия с армянской стороны. Думается, что армянское руководство в ответ на готовность Турции к установлению дипломатических отношений с Арменией пойдет на уступки. Например, согласится на создание совместной «исторической комиссии» по изучению обстоятельств трагедии 1915 года. Однако такая покладистость вряд ли проявится в решении карабахской проблемы (даже в вопросе вывода вооруженных формирований с некоторых территорий вокруг Нагорного Карабаха) – в Москве на встрече с представителями армянской общины президент Армении заявил: «Нагорный Карабах никогда не входил в состав Азербайджана. Он был передан советской Республике Азербайджан незаконным решением партийного органа». С учетом такого рода глубинных противоречий для необратимости процесса нормализации отношений между Арменией и Турцией необходимы время и терпеливая работа обеих сторон. Поэтому начавшийся процесс, возможно, будет продвигаться небольшими шагами (step by step). Главное, чтобы это был реальный процесс, а не имитационные «телодвижения» сторон.

Ереван


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
468
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
582
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
493
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
406

Другие новости