0
2196
Газета Дипкурьер Интернет-версия

29.09.2008 00:00:00

США могут увязнуть в Пакистане

Тэги: пакистан, сша, суверенитет


пакистан, сша, суверенитет Главари экстремистов знают, чем ответить на наступление пакистанской армии и участившиеся бомбардировки американцев.
Фото Reuters

Секретная директива президента США Джорджа Буша, разрешающая американскому спецназу проводить операции в пакистанской зоне племен, не спрашивая согласия Исламабада, привела к тому, что трения между партнерами по антитеррористической коалиции еще больше обострились. Если учесть, что подавляющее большинство пакистанцев рассматривают американское присутствие в регионе Южной Азии как угрозу, то становится понятным, почему президент Асиф Али Зардари сказал, что не допустит нарушения суверенитета страны. И, судя по сообщениям из районов, соседствующих с Афганистаном, пакистанские подразделения уже выполняют это указание: они открыли огонь по американским вертолетам, которые пытались высадить десант, чтобы уничтожить боевиков «Аль-Каиды» или «Талибана».

Имел место в действительности этот инцидент или нет, ясно: ставка Вашингтона на то, что благодаря помощи пакистанской регулярной армии и полувоенным формированиям, достигшей объема в 6 млрд. долл., он приобретет надежного союзника, оказалась несостоятельной. Пакистанские военные своими руками в конце 80-х годов создавали и пестовали движение «Талибан». И масса офицеров до сих пор сочувствует ему. Более того, как признавались газете New York Times чиновники Пентагона, они обнаружили, что в некоторых случаях, когда американцы разрабатывали совместные с союзником операции против талибов, пакистанская военная разведка ISI оповещала о них противника.

В этом свете приказ Буша выглядит хотя и циничным, но вполне логичным шагом. Раз на союзника нельзя положиться, значит, задачу поимки главарей «Аль-Каиды» надо решать своими силами. Но состоявшееся 3 сентября вторжение американского спецназа на пакистанскую территорию лишь еще более воспламенило общественное мнение. Мало того, Вашингтон поставил Зардари в положение канатоходца, который вынужден балансировать, не желая испортить связи с США и в то же время пытаясь идти в ногу с настроениями соотечественников.

А ведь Пакистанская народная партия, которая продвинула Зардари, мужа убитой Беназир Бхутто, на пост президента, – это наиболее либеральная из всех политических группировок пакистанского истеблишмента. Получается, что США своими руками разрушают шаткий мост, по которому страна могла бы пройти путь от военного правления к установлению прочной гражданской власти.

Тень Камбоджи над «Страной чистых»

Наконец, ключевую роль в жизни государства на протяжении всей его шестидесятилетней истории играет армия. Под ее контролем находится ядерное оружие, она считается гарантом и защитником суверенитета.

Американский рейд через границу, так же как и регулярные обстрелы ракетами селений пуштунских племен с беспилотных самолетов США, подрывает эту традиционную репутацию вооруженных сил. «Армия желает хороших отношений с США. Но она не может стерпеть операций на своем поле», – говорит Талат Масуд, пакистанский генерал в отставке. Генерал полагает, что политика Вашингтона, возможно, направлена на то, чтобы «стабилизировать Афганистан за счет дестабилизации Пакистана».

Другие аналитики в «Стране чистых» (таково в переводе значение слова «Пакистан») идут еще дальше. Ряд обозревателей видят в нападениях американцев тщательно скоординированный маневр, преследующий цель распространить кризис за пределы Афганистана. Нарастающий хаос в Пакистане даст американским военным основание провести изъятие или уничтожение пакистанских ядерных боеголовок и объявить затем, что они помешали террористам овладеть оружием массового уничтожения.

Комментатор Саид Салим Шахзад, впрочем, полагает, что стратегия США исходит из принципа: когда одолеть противника не удается, нужно идти по дороге эскалации.

Прецедент на сей счет существует – 40-летней давности. Президент Ричард Никсон никак не мог справиться с южновьетнамскими партизанами и северовьетнамскими регулярными войсками. Было известно, что «враг» пользуется безопасным убежищем на территории соседней Камбоджи. Поэтому администрация Никсона распространила театр военных действий на территорию Камбоджи, а также Лаоса. Районы, где, как предполагалось, находились опорные пункты партизан, были подвергнуты ковровым бомбардировкам. В результате американцы отсрочили крах южновьетнамского марионеточного режима. Но переломить ход войны так и не удалось. Вашингтону пришлось в конце концов вытаскивать американские части из трясины, бросив большинство своих сторонников на произвол судьбы.

Комментатор Шахзад утверждает, что вторжения американского спецназа в Пакистан могут оказаться таким же поворотным моментом в войне, каким было решение Никсона. И конечный результат, по его мнению, предсказать нетрудно.

Возможно, пакистанцы чересчур эмоционально оценивают побудительные мотивы политики США. Но факт состоит в том, что оба кандидата в президенты поддержали удары по Пакистану. Демократ Барак Обама еще на ранней стадии предвыборной кампании высказался за нанесение ударов по базам экстремистов. Республиканец Джон Маккейн и кандидат в вице-президенты Сара Пэйлин выразили такую же точку зрения. Таким образом, нарушение суверенитета Пакистана стало, по умолчанию, официальным курсом США.

Общий знаменатель – ненависть

Главная дорога, связывающая Пакистан с Афганистаном, проходит через Хайберский перевал. На безлесых скалах на подступах к нему можно видеть начертанные краской символы английских воинских частей, которые в начале прошлого века охраняли колонию – Британскую Индию от набегов воинственных пуштунов. Сейчас у перевала стоят пакистанские пограничники. В случае нужды им на подмогу могут прийти регулярные части, благо их гарнизоны расположены рядом. Обстановка здесь относительно спокойная, если не считать, конечно, похищений путешественников или даже высокопоставленных официальных лиц, которые порой случаются.

Но на сотни километров к западу от Хайбера, вдоль границы между двумя странами, особенно в районе, где проживает племя вазир, многие месяцы не стихают боевые действия. По данным американского сайта Strategy, на пакистанской стороне с «Талибаном» воюют 100 тыс. солдат пакистанской армии и полувоенных формирований. Примерно такое же количество войск пытается подавить сопротивление талибов в Афганистане. Это части США, НАТО и афганской армии. Силы талибов насчитывают менее 20 тыс. человек.

В прошлом году в результате взрывов, устроенных террористами в Пакистане, погибли 1200 человек. Силы безопасности страны уничтожают по несколько сот боевиков в месяц. Такова в жизнях людей цена конфликта. Увы, главари экстремистов знают, чем ответить на наступление пакистанской армии и бомбардировки американцев. Взрыв в отеле «Мариот» в Исламабаде был как раз таким ответом.

Первоначально ответственность за преступление взяла на себя группировка Fedayeen Islam (партизаны ислама). По сообщению телеканала Arabiya, она предъявила правительству ряд требований, в частности прекратить сотрудничество с США. Пакистанские спецслужбы не исключают, что название этой группировки вымышленное. В стране действует много организаций боевиков. Их членов объединяет ненависть, прежде всего к США. У некоторых из них иная мотивация – антииндийская. Есть и группировки мусульман-суннитов, которые не приемлют существования в Пакистане шиитского меньшинства. Ряд групп воюют в Афганистане вместе с «Талибаном» против коалиционных сил и правительства Карзая. Другие состоят исключительно из пуштунов, их толкают на путь мятежа бомбардировки и артобстрелы, во время которых гибнут мирные жители.

Если до нападения на США 11 сентября 2001 года пакистанская армия считала исламистов, действующих в Афганистане и Индии, своим секретным активом, то после этой трагедии картина изменилась. Бывший президент Первез Мушарраф вступил в альянс с США, и спецслужбы начали преследование бывших агентов. Впрочем, объявляли вне закона не все группировки. Те, что избежали гонений, сумели наладить связь с ячейками «Аль-Каиды» в зоне племен.

Но правомерно ли уравнивать всех талибов с фанатиками «Аль-Каиды», как это делает обычно западная пресса? В Пакистане ряд аналитиков считают такой подход неправильным. По их мнению, если бы завтра США и НАТО покинули Афганистан, талибы претерпели бы эволюцию и превратились в подобие умеренных сторонников легальных исламских партий Пакистана. Такой точки зрения придерживается Тарик Али, известный писатель левых убеждений. Он доказывает, что единственный способ умиротворить Афганистан и заодно его собственное государство состоит в том, чтобы эвакуировать войска США и НАТО.

Решение афганской проблемы должны обеспечить региональные державы, а именно Пакистан, Иран, Индия, Россия, указывает Али. Но Россия, точнее СССР, уже обожглась на афганском костре. И вряд ли Москва сможет существенно повлиять на расклад сил. Индия активно участвует в мирном восстановлении Афганистана. Но Исламабад по-прежнему смотрит на Индию как на главного потенциального противника и будет всячески мешать усилению ее влияния на соседа. Наконец, афганцы с подозрением восприняли бы вовлеченность Ирана, где правит шиитское духовенство, в их внутренние дела. Так что урегулирование силами одних региональных держав – это интересная, но трудно реализуемая идея.

Нельзя допустить, чтобы воинствующие исламисты восторжествовали в Афганистане. Ведь в таком случае пожар перекинулся бы и на союзников России в Центральной Азии. Поэтому, несмотря на нынешние раздоры с НАТО, у Москвы нет причин разрывать на этом направлении сотрудничество с альянсом, каковы бы ни были издержки его военной операции.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
504
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
627
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
533
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
437

Другие новости