0
10360
Газета Дипкурьер Интернет-версия

15.12.2014 00:01:00

Партии – кузницы высших кадров Пятой республики

Наталия Лапина

Об авторе: Наталия Юрьевна Лапина – доктор политических наук, главный научный сотрудник ИНИОН РАН.

Тэги: франция, политика, партии


франция, политика, партии Бурбонский дворец в Париже, где размещен парламент, – один из инкубаторов государственных деятелей. Фото Reuters

В последние годы во Франции много говорят и пишут о «закате политики». Кризис, на взгляд исследователей, проявляется в неспособности политических партий отстаивать общественные интересы, в разрыве между политиками и широкими слоями населения, «архаичности» политического дискурса. На этом фоне возникает вопрос: что собой представляют французские политики и как они попадают в большую политику?

В современной Франции существуют различные политические карьерные траектории. Наиболее распространенной является карьера так называемого нотабля – постепенное продвижение в политику. В годы Пятой республики половина депутатов Национального собрания начинала свою карьеру на местном уровне. Характерная черта нотабля – укорененность в той местности, где он живет, работает, избирается. Вот что рассказывает депутат Национального собрания: «Я часто объясняю молодым: чтобы не разочароваться в политике, лучше начинать снизу, с малых дел. Сначала я была членом муниципального совета, затем заместителем мэра. Я прошла длинный путь, прежде чем мои коллеги по партии попросили меня выставить кандидатуру на выборах в парламент». Связи с избирателями, знание местных проблем являются сильной стороной депутатов, начавших карьеру на местном уровне. Тем не менее, как отмечают сами политики, возможность продвинуться с местного уровня на национальный в современной Франции все больше зависит от связей с партийным руководством, поскольку продвижение происходит благодаря кооптации, а решения принимаются на самом верху.

Распространение в последние годы получила аппаратно-бюрократическая карьера. Она делается внутри партийного аппарата или в окружении известных политиков. За лицами, преуспевшими на партийной работе, закрепилось советское слово «аппаратчик». Карьера аппаратчика начинается в аппарате партии, в министерских кабинетах или в должности помощника депутата или сенатора. Со временем молодой человек обрастает связями, заводит полезные знакомства, заручается поддержкой партийного руководства и при благоприятном стечении обстоятельств может получить предложение участвовать в выборах. В случае удачи за избранием на пост муниципального советника или мэра к 40–44 годам следует избрание депутатом Национального собрания, а в последующем, возможно, и назначение на министерский пост. Главная особенность партийного аппаратчика состоит в том, что он никогда прежде не работал ни в государственном, ни в частном секторе. Таким путем в большую политику пришли нынешний президент Франции Франсуа Олланд, на протяжении 11 лет возглавлявший Французскую социалистическую партию (ФСП), министр устойчивого развития и кандидат ФСП на президентских выборах 2007 года Сеголен Руаяль и многие другие.

Еще один тип политической карьеры – это наследование. Карьера «политического наследника» предполагает, что политический капитал передается внутри семьи. Среди известных политических наследников: Мартин Обри, мэр Лилля и бывший первый секретарь ФСП, дочь известного французского социалиста Жака Делора; бывший депутат и заместитель председателя Национального собрания (в 2011–2012 годах), а ныне мэр Луи Жискар д’Эстен, сын бывшего президента Франции; нынешний лидер праворадикальной партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен, дочь основателя партии Жан-Мари Ле Пена, и его внучка – депутат Национального собрания Марион Марешаль – Ле Пен. В республиканской Франции власть не передается напрямую от отца к детям. Наследник должен продемонстрировать свои способности и пройти через процедуру демократических выборов, которые обеспечат ему политическую легитимность.

«Бизнес как политика» – еще одна карьерная траектория, которая отличает предпринимателей, пришедших в политику. Предприниматели-политики немногочисленны. Наиболее известными предпринимателями, заседающими в парламенте, являются сын и отец Дассо, представляющие корпорацию Dassault Aviation. Эта карьерная траектория в современной Франции не слишком распространена, поскольку не приносит бизнесменам большой выгоды. Зато во власти немало адвокатов, многие из которых представляют серьезные адвокатские конторы, работающие с крупным бизнесом. Из этой среды вышли бывший президент Франции Николя Саркози и его министр Эрик Верт.

Политическая деятельность все больше «профессионализируется». Численно выросли аппараты крупных политических партий, что стало возможно благодаря их государственному финансированию. Изменился статус лиц, находящихся на выборных должностях: деятельность членов муниципальных советов, мэров, депутатов, сенаторов хорошо оплачивается.

Профессионализация карьер политиков для политики и самих политиков имеет ряд серьезных последствий. Во-первых, внутри партий образуется «каста несменяемых», основная цель которых – обеспечить свое переизбрание. За неимением иного профессионального опыта получение выборного мандата для многих из них – это единственный способ достойного существования. Во-вторых, карьера аппаратного политика зависит от партийного руководства. «Если партийный деятель материально зависит от партии, он не мыслит самостоятельно, становится своего рода зомби», – отмечает сенатор. Сложившаяся практика тормозит приход в партийное руководство ярких политиков. Зато растет приток лояльных лиц, которые безропотно выполняют указания сверху. В-третьих, в условиях экономического спада и роста безработицы тенденция жить за счет политики укрепляется. Многие представители молодого поколения рассматривают партийный аппарат как эффективный социальный лифт.

В 70-е годы прошлого века французский политолог Пьер Бирнбаум Третью республику называл «республикой учителей и адвокатов», Четвертую – «республикой депутатов», Пятую – «республикой высших государственных служащих». В последние полтора десятилетия Франция превращается в «республику партийных функционеров». «Наша республика больна, но она жива», – говорит политик. «Выздоровление» во многом будет зависеть от того, насколько политическим партиям удастся преодолеть внутренний кризис и переосмыслить механизмы отбора и продвижения своих кадров на выборные должности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1012
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1378
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1048
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
875

Другие новости