2
8102
Газета Дипкурьер Печатная версия

27.04.2015 00:01:00

Конституционный лабиринт Украины

Основной закон страны стал заложником политических амбиций

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук

Тэги: украина, конституция, реформа


Конституционная реформа в Украине вновь набирает темп. В апреле прошли первые заседания Конституционной комиссии, которая ранее была создана указом президента, а уже к маю должен быть представлен согласованный текст законопроекта о внесении изменений в Конституцию. Главой комиссии президент назначил спикера Верховной рады Владимира Гройсмана. В состав комиссии вошли юристы и представители большинства политических сил, представленных в парламенте.

Современная история конституционных изменений в Украине началась сразу после распада Советского Союза. В 90-х годах конституционные наработки отражали борьбу между президентом и парламентом, а также интерес крупного капитала, который в тот период поддержал расширение полномочий главы государства. Отличительной чертой конституционного процесса стал отказ украинской элиты от проведения всеукраинского референдума и перенос принятия решений в стены парламента, который в 1996 году поставил точку в длительной борьбе за Основной закон. Это устраивало политическую элиту, облегчая ей поиск компромиссов в распределении полномочий.

Новый этап конституционных изменений начался в 2004 году, когда в ходе оранжевой революции под влиянием внутриполитической ситуации были внесены изменения в Основной закон. Затем попытки изменить Конституцию предпринимались в период правления Виктора Ющенко, который стремился расширить свои полномочия, а Виктор Янукович и Юлия Тимошенко выступали за парламентскую форму правления.

Период правления Януковича начался с очередного изменения Основного закона через Конституционный суд, который вернул стране редакцию Конституции 1996 года, а президенту широкие полномочия. В итоге в 2004–2013 годах Конституция Украины многократно подвергалась изменениям, превратившись в инструмент удержания власти.

После событий конца 2013 и начала 2014 года, когда произошел государственный переворот, Конституция Украины вновь оказалась в центре внимания разных политических сил. В феврале 2014 года Верховная рада приняла решение об отмене изменений, внесенных в Основной закон в период нахождения у власти Януковича. В результате Украина вернулась к редакции Конституции, принятой в ходе политической реформы и вступившей в силу в марте 2006 года. Очередные изменения украинской Конституции стали итогом договоренностей между вчерашними соратниками по борьбе с Януковичем.

Президентские выборы, прошедшие в мае 2014 года, привели на высший государственный пост Петра Порошенко, а вместе с этим поставили перед новым президентом вопрос о расширении полномочий. Тем более что после возвращения страны к парламентско-президентской форме правления Верховная рада вновь стала центром принятия политических решений – и одновременно оппонентом Порошенко.

Противостояние с правительством заставило Петра Порошенко вспомнить испытанный способ укрепления личной власти – объявить о начале конституционной реформы, рассчитывая в ходе ее реализации кардинально изменить расстановку политических сил. Первым шагом в этом направлении стало внесение летом 2014 года в Верховную раду соответствующего законопроекта. Однако конституционный блицкриг не удался, что, впрочем, не изменило амбициозные планы Порошенко расширить свои полномочия в рамках парламентско-президентской формы правления.

Предложения Порошенко были направлены на перераспределение полномочий между президентом, правительством и парламентом. Речь идет об изменении процедуры формирования правительства. Например, кандидатуры министров, ранее назначаемых главой государства (министры обороны и иностранных дел), должны будут вноситься премьер-министром по согласованию с главой государства. В то же время президент рассчитывает усилить свое влияние через главу антимонопольного комитета, который обладает серьезными рычагами влияния на бизнес. Подобные нюансы, незаметные обычным гражданам, которым постоянно говорят о внедрении демократических процедур, на практике ведут к серьезному перераспределению влияния как на политическую ситуацию, так и на экономику и крупный бизнес.

Другая тема, где сходятся интересы президента и парламента, касается принципов формирования коалиции. Этот вопрос имеет принципиальное значение, особенно в условиях парламентско-президентской формы правления. Президентские предложения направлены на формирование коалиции не только на основе фракций, но и за счет отдельных депутатов. Подобный вариант не устраивает основные политические силы, для которых формирование коалиции на основе фракций позволяет получить действенный инструмент структуризации Верховной рады и снижает степень влияния главы государства на отдельных депутатов. Данный принцип отстаивают «Батькивщина» и «Свобода».

Президентские инициативы касаются структуры органов местного уровня и исполнительной власти в регионах. Речь шла о ликвидации областных и районных администраций и формирования исполнительных комитетов областных и районных советов. Однако подобные изменения предполагалось осуществлять одновременно с введением должности представителей президента, чей статус и полномочия были подвергнуты критике. Предполагаемое возложение на них функций координации работы подразделений исполнительной власти, правительства и министров приведет к усилению президентской структуры, которая получит возможность воздействия на региональные власти и в целом на ситуацию в областях.

В Украине не любят кропотливой работы над Конституцией, предпочитая действовать методами, далекими от законотворчества, и подгонять документ под интересы конкретных политических групп и текущую ситуацию. В декабре 2014 года Петр Порошенко ликвидировал Конституционную ассамблею, которая была создана Виктором Януковичем в 2012 году, проигнорировав результаты ее работы.

Внесение изменений в украинскую Конституцию происходит в периоды острых политических кризисов и потрясений, обострения межрегионального противостояния и экономического спада. При этом изменения осуществляются с нарушением процедур и законов, что значительно снижает «ценность» Основного закона. Поляризация интересов приводит к тому, что стороны рассматривают друг друга в качестве непримиримых соперников. Текущая выгода оказывает доминирующее влияние, а долгосрочные интересы государства отходят на второй план.

Нынешний конституционный процесс проходит в условиях гражданской войны и прихода к власти радикальных националистических сил, которые оказывают сильное давление на президента, затрудняя поиск компромиссов с региональными элитами.

Обострение политического соперничества в Верховной раде и продолжение гражданской войны заставляют президента спешить с принятием новой редакции Основного закона. Не случайно власти анонсировали май текущего года в качестве срока, когда должны быть обнародованы конституционные наработки.

Конфликт на востоке Украины и нежелание Киева видеть Луганск и Донецк в качестве партнеров в конституционном процессе и формировании новой региональной политики резко снижают ценность будущей Конституции с точки зрения долгосрочных интересов государства. Существует опасность, что Основной закон в очередной раз превратится в документ, с помощью которого президент, парламент и правительство будут реализовывать свои интересы.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(2)


Putler Kaput 12:02 27.04.2015

> В Украине не любят кропотливой работы над Конституцией, ============== Нет бы взять пример с кропотливой работы РФ над "конституцией" оккупированного РФ Крыма! Разработали и приняли в течение 3 месяцев, кажется? И еще - не совсем понятно, как можно "видеть Луганск и Донецк в качестве партнеров в конституционном процессе"? Кто должен их представлять? Ну не марионетки же типа гиркиных/бородаев/плотницких и захарченков? Они кроме кремля и себя любимых больше никого не представляют...

Putler Kaput 12:07 27.04.2015

Чуть не забыл о протухшей изюминке... Как можно было обойтись без ритуальных заклинаний о "радикальных националистах во власти"? Это кого автор причисляет к радикальным националистам и в какой власти? В Раду даже Свобода не прошла, которая куда менее радикальна, чем европейские ультра, которые так любят Путлера и которым не так давно организовывали роскошный форум в Питере.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Кто подталкивает Украину к войне

Кто подталкивает Украину к войне

Американское оружие потоком идет в Незалежную, чей военный бюджет на 2019 год превысит 5% ВВП

0
1176
Высшая мера социальной справедливости

Высшая мера социальной справедливости

Анастасия Башкатова

Власти защитят пенсионную реформу репрессивными методами

0
1744
Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
2295
В Киеве заговорили о необходимости прямых переговоров с Москвой

В Киеве заговорили о необходимости прямых переговоров с Москвой

Татьяна Ивженко

Украина призывает Россию отменить выборы в ДНР/ЛНР

0
7060

Другие новости

Загрузка...
24smi.org