0
22254
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.09.2016 00:01:00

Украина бросает вызов России

Сергей Жильцов

Об авторе: Жильцов Сергей Сергеевич – доктор политических наук.

Тэги: украина, внешняя политика, россия, ес, нато, аналитика


украина, внешняя политика, россия, ес, нато, аналитика Петру Порошенко надо перехватить инициативу у оппозиции, чтобы поднять рейтинг в западных областях. Фото Reuters

Характер российско-украинских отношений, сложившийся в последние годы, нуждается в переосмыслении. В то же время очевидно, что Киев, за которым просматриваются интересы западных стран, зачастую провоцирует Россию на принятие ответных мер, которые еще больше ухудшат отношения двух государств.

Начиная с распада СССР, отношения двух стран лишь внешне носили дружественный характер. Находившиеся у власти Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович пытались использовать российский фактор в экономической и политической сферах. Кроме того, предыдущие украинские президенты могли решать экономические и политические вопросы, опираясь на ресурсы, доставшиеся стране от бывшего СССР или за счет прямых или скрытых дотаций со стороны России, которые российская сторона осуществляла с целью поддержки собственной экономики.

Свою роль в ослаблении российско-украинских отношений сыграла предложенная Киевом формула многовекторности. Она была принята Россией, объясняя и обосновывая активное развитие контактов украинской стороны с западными странами. Так, в 90-х годах Киев расширил контакты с США и ЕС, формализовал отношения с НАТО. Несмотря на это, в России доминировали взгляды, что данная ситуация не несет угрозы отношениям с Россией и сохраняется возможность для разворота Киева в сторону Москвы и вовлеченности украинского государства в интеграционные проекты.

Однако время, когда отношения между двумя странами преподносились как добрососедские, несмотря на усиливающееся расхождение внешнеполитических курсов и усиление внутриполитических противоречий в Украине, ушло в прошлое. После февраля 2014 года Киев и Москва стали стремительно отдаляться друг от друга. Тем более что перед новым украинским президентом Петром Порошенко изначально были поставлены четкие задачи, предусматривающие дальнейшее ослабление отношений между Россией и Украиной.

Несмотря на попытки Киева дистанцироваться от России, Украина в силу геополитического значения и роли на постсоветском пространстве по-прежнему занимает важное место в российской политике. В то же время ситуация в двусторонних отношениях характеризуется двойственностью. С одной стороны, фактором, который не позволяет усилить внешнеполитическое давление на Киев, выступает сохранившееся присутствие в украинской экономике российского капитала. При этом за время, которое прошло с момента прихода к власти прозападно настроенных украинских политиков, позиции российского капитала не только не ослабли, но и в ряде секторов экономики Украины усилились. Данный фактор оказывает большое влияние на подходы российской стороны к формированию и реализации политики в отношении Киева. С другой стороны, на протяжении длительного времени роль российского капитала в определении характера отношений между двумя государствами была минимальной.

Обострение российско-украинских отношений, когда Киев активно продвигает внутри страны и на международном уровне тезис об «агрессии России», ставит вопрос о корректировке российской государственной политики. Очевидно, что положение, зафиксированное в Концепции внешней политики РФ в редакции 2013 года, в котором говорится, что Россия будет «выстраивать отношения с Украиной как с приоритетным партнером в СНГ, содействовать ее подключению к углубленным интеграционным процессам», расходится с реальностью. Это, по всей видимости, найдет отражение в новой концепции внешней политики РФ.

К пересмотру российской политики на украинском направлении подталкивают политические процессы, которые происходят внутри Украины. Приход и последующее закрепление в коридорах власти радикальных националистических сил, активно использующих для укрепления своих позиций антироссийскую риторику, пока не дают оснований ожидать улучшения российско-украинских отношений. Кроме того, Киев находится под сильным давлением США и ЕС, которые участвуют в выработке и реализации внешней политики Украины, а также оказывают влияние на политический климат внутри страны. Так, в последние годы сложилась ситуация, когда западные страны навязывают Киеву ложную повестку дня. В выступлениях западных дипломатов и экспертов в средствах массовой информации ключевой проблемой Украины провозглашена коррупция, борьба с которой является первоочередной задачей украинских властей. Подобная демагогия со стороны представителей США и европейских стран уводит Киев в сторону от обсуждения реальных проблем Украины.

На официальном уровне Киев определяет Россию в качестве потенциального противника, который может напасть на Украину. Подобная позиция нашла отражение в Военной доктрине Украины 2015 года. Под риторику о «российской угрозе» расширяются контакты с западными странами в сфере обороны, которые оказывают содействие в разработке различных документов, призванных усилить безопасность украинского государства. При этом официальный Киев и западные страны игнорируют кризисные процессы в экономике, нарастание проблем в отношениях между центральными и региональными органами власти. На повестке дня стоит вопрос не о федерализации Украины, а о сохранении управляемости со стороны центральных властей.

Исходя из прозападного курса Киева, постановка вопроса о введении между странами визового режима уже не кажется излишней мерой. Это в условиях так называемой украинской многовекторности и необоснованных ожиданий о развороте Киева в сторону России и его участии в интеграционных объединениях подобная мера могла внести ненужное напряжение в отношения двух стран. Однако в последнее время визовый режим уже не кажется излишним. Особенно после задержания в Крыму украинских диверсантов, которые планировали совершить террористические акты на полуострове. Введение визового режима позволит иметь более полное представление о том, кто приезжает или находится на российской территории.

Неопределенность политического развития и нестабильность стали в Украине хроническими. Осенью 2016 года в Украине может сложиться новая расстановка сил. Ключевыми факторами, которые окажут влияние на переформатирование политических элит, станут вопросы конституционной реформы, а также позиции основных политических сил относительно путей решения конфликта на востоке страны. Приверженность официального Киева Минским соглашениям негативно сказывается прежде всего на позициях Петра Порошенко, который при отсутствии поддержки в парламенте не в состоянии их выполнить. Соответственно отход от этой позиции и пересмотр основных положений могут принести украинскому президенту политические выгоды. Кроме того, для Порошенко важно перехватить инициативу у оппозиции и повысить свой рейтинг в западных регионах, элиты и часть населения которых недовольны политикой президента.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1114
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1526
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1147
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
954

Другие новости