0
1492
Газета Культура Интернет-версия

07.09.1999 00:00:00

Золотая середина



Фото Дениса Тамаровского (НГ-фото)
- Андрей, а как вы сами оцениваете свой журнал?

- На протяжении многих - советских - десятилетий "Новый мир" несомненно играл роль главного журнала (во всех смыслах - в кавычках или без кавычек). В декабрьском номере за 1934 год были напечатаны приветствия писателей - Пильняка, Пастернака, Алексея Толстого и других - к десятилетию журнала. Все они написали, что на протяжении того десятилетия (1925-1934) под редакторством Вячеслава Полонского и Ивана Гронского "Новый мир" был не просто хорошим, но - основным литературным журналом страны. Позже, при Твардовском, "Новый мир" - главный либерально-оппозиционный (насколько это вообще было возможно) журнал. А если Политбюро считало нужным пропустить мемуары Генерального секретаря сначала через "Новый мир", это значит, что и в какой-то их иерархии "Новый мир" тоже был журналом "номер один". Нам это до сих пор помогает: "Новый мир" остается среди литературных журналов самой известной торговой маркой. А с другой стороны, мешает, потому что главного журнала сейчас быть не может. Это наша основная творческая проблема - противоречие между привычным имиджем "Нового мира" как "главного" журнала - и новой реальностью, в которой возможен целый спектр литературных изданий, работающих для разного читателя и занимающих каждый свою нишу. Хотя несколько наиболее известных толстых журналов - "Знамя", "Новый мир", "Октябрь", "Дружба народов", - к сожалению, топчутся почти на одном пятачке. Аудитория и "авторский актив" в значительной степени совпадают. Хотелось бы, чтобы наши журналы в большей степени "размежевались".

- Когда-то журналы как раз и создавались как некие "выразители" и "отразители" различных литературных направлений. Стоит ли перед вами такая задача? И если такая задача все-таки стоит, как вам видится "направление" "Нового мира"?

- Недавно патриотический журнал "Молодая гвардия" в специальной статье охарактеризовал нас как рупор "современного космополитического либерализма". А если серьезно, то "Новый мир" - это, может быть, журнал наиболее универсальный, рассчитанный на самого разнообразного читателя. В силу своих 75-летних традиций (юбилей у нас в следующем году) он не может быть не чем иным, как журналом литературного мейнстрима.

- Литературный центризм?

- Может быть, так. Не то чтобы мы решили, что будем делать именно такой журнал, но это предписано нам всей предыдущей традицией, изменить которую революционным путем невозможно. Разрушить можно - но вместе с журналом. Золотая середина нам как бы задана. Читатель ждет, что так называемая большая литература, большие книги больших современных писателей будут проходить в первую очередь через наш журнал. Владимира Сорокина "Новый мир" печатать не может. А писать о нем, анализировать - наша обязанность (возьмем, к примеру, статью Владимира Новикова в октябрьском номере за этот год). И "Русскую красавицу" и "Страшный суд" Виктора Ерофеева не можем. Тут присутствует и просто прагматическое начало: я уверен, что гипотетическая публикация в "Новом мире" какого-нибудь "Голубого сала" резко снизила бы число наших подписчиков.

- А вас не пугает, что ваша аудитория - это люди в основном старшего поколения?

- Это нас очень тревожит. У более молодых - 20-30-летних - нет не только привычки к "Новому миру", у них нет привычки и желания читать любые толстые журналы, они для них просто не существуют.

- Но ведь это означает, что этот поезд рано или поздно уйдет, а новый не подойдет.

- Я думаю, у всех главных редакторов толстых журналов в сознании день и ночь тикает эта бомба. Я не знаю спасительного рецепта. Проблема в том, что даже если бы нам ученые люди убедительно доказали: мол, "молодежи" нужно то-то и то-то, это еще не повод к резкому преобразованию журнала, мы можем потерять существующего традиционного подписчика, не обретя нового - молодого. При ясном понимании, что время уходит, все-таки нельзя делать резких движений.

- Появившиеся сначала в "Знамени", а потом в "Дружбе народов" тексты Анастасии Гостевой, адресованные явно гораздо более молодому поколению, не есть ли это попытка привлечь к себе внимание свежей аудитории?

- Еще раз повторю: у молодежи нет привычки к такой форме, как толстый литературный журнал. Да, можно ввести в контекст толстого литературного журнала то или иное, условно говоря, "молодежное произведение", но я очень сомневаюсь, что читающая молодежь тут же побежит читать этот журнал.

- Не боитесь ли вы, что другие журналы обойдут вас на повороте?

- Что обойдут на повороте, не боюсь. Это я без торжества говорю, потому что нас на самом деле мало, мы все в одной лодке. Хотя иногда - сегодня слишком редко - разыгрывается между журналами что-то вроде полемики или соревнования...

- Ну, если бы ничего такого не было, журналы можно было бы сложить в один гроб, спеть отходную и благополучно разойтись по домам. Потому что нет ничего страшнее затишья.

- Когда я стал главным редактором, то сразу сказал, что надо резко поднять дискуссионный градус. И в какой-то степени это нам удалось. Появилась даже специальная рубрика "Полемика". Вообще количество нелицеприятных разборов, критических рецензий, полемических статей, писем в редакционной почте, в том числе и от наших оппонентов, заметно возросло. В июньском номере была критическая статья Юрия Каграманова о книге Вадима Кожинова про черносотенцев, в октябрьском номере посчитали нужным дать ответное письмо Кожинова с возражениями. В конце года напечатаем большую статью Дмитрия Юрьева о вернувшемся в Россию Александре Зиновьеве, даже с пародийными фрагментами.

- Вы сами литературный критик...

- Был.

- Мой вопрос именно об этом. Неужели руководство журналом не оставляет вам ни времени, ни сил для занятий собственно критикой?

- Это не вопрос времени. Я перестал быть независимым. Я теперь человек ангажированный, полностью принадлежащий "Новому миру". Я это очень остро сознаю. Когда я был ответственным секретарем, должность тоже вроде бы не последняя, все-таки мог внутренне разделить ответственного секретаря Василевского и критика Василевского. Сейчас я не могу себя отделить от интересов журнала. И поэтому стараюсь не говорить вслух того, что может журналу повредить, например, в отношениях с авторами. А хвалить... Скажут: своих хвалит. Какая уж тут независимая критика.

- А вам не жаль было так распрощаться с профессией?

- Ну, все-таки привычку следить за современной литературой я не оставляю - по-прежнему веду ежемесячную рубрику "Периодика". Это меня немного утешает. Грустно было бы окончательно превратиться в литературного менеджера (я ведь и генеральный директор тоже).

- Сейчас бытует мнение, что и литературы нет, и критики нет. Может быть, вас это подтолкнуло?

- Нет, с этим я совершенно не согласен. У нас есть литература, очень разнообразная, ее можно не любить, но уж есть, о чем писать. Хотя, надо сказать, появилась проблема - стало трудно заказать рецензию, скажем, на новый вышедший роман. Не хотят писать, несут эссе на вольные темы, статьи о классическом наследии, рецензии на философские или исторические книги, а профессиональный разбор только что вышедшего художественного сочинения заказать сложно. У тех, кого мы считали профессиональными литературными критиками и от кого мы вправе ожидать, что они и дальше будут выступать в этой ипостаси, как бы падает интерес к современной словесности вообще.

Я по работе все время обращаюсь к старым комплектам "Нового мира". У многих сложилось впечатление, что были такие периоды в истории "Нового мира" - скажем, в 60-е годы, - когда сплошь шло одно золото. Из целых десятилетий помним, может быть, десять-пятнадцать замечательных произведений, и кажется, что они и были литературной нормой того времени (такая же аберрация существует по отношению к ХIХ веку). И вот я смотрю эти номера - сколько же мусора... Мусора, тогда - по советским обстоятельствам - неизбежного, но которого сегодня почти нет в лучших толстых журналах. Тиражи "Нового мира", "Знамени", "Континента", "Дружбы народов", "Октября" невелики, но содержательно журналы гораздо лучше - умнее, концентрированнее - сейчас в 90-е, чем в 60-70-е. Тогдашнего (а тем более "перестроечного") общественного резонанса уже никогда не будет, но это другая проблема.

- А насколько демократичен процесс чтения рукописей в "Новом мире"?

- "Новый мир" по крайней мере одного человека в год не то, чтобы "вводит в литературу", но дает ему наилучший сегодня шанс заявить о себе. Олег Павлов напечатал у нас "Казенную сказку" - и сразу попал в букеровский "шорт-лист". Литературовед, критик Татьяна Касаткина дебютировала не в "Новом мире", но именно у нас стала заметным явлением. Максим Амелин и до нас печатался, но именно после двух поэтических подборок в "Новом мире" получил Антибукера. Прозаик Антон Уткин - наше новомирское открытие, теперь наш постоянный автор. Публикация рассказов "Смерть приходит по Интернету" несомненно привлекла дополнительное внимание к Владимиру Тучкову. Амелин и Уткин сейчас печатаются только у нас, а Павлов - в "Октябре". Но это, повторю, неважно.

- А каковы ваши личные пристрастия в литературе? Ведь есть же разница - Андрей Василевский - главный редактор и Андрей Василевский - просто человек.

- Журнал (если это не "Разбитый компас" Галковского) - дело коллективное. Право вето остается, естественно, за главным редактором. За последние годы коллектив в журнале сложился очень квалифицированный - Руслан Киреев, Ирина Роднянская, Олег Чухонцев, Михаил Бутов и другие - имена достаточно известные. Впрочем, если бы возможно было делать такой журнал, как "Новый мир", в одиночку, то мой воображаемый журнал был бы несколько иным. В частности, более разнообразен по кругу авторов. Но тут многое зависит не от нас. Допустим, я бы хотел, чтобы хотя иногда у нас появлялись стихи Сергея Гандлевского. Но он так мало пишет, что этого хватает только на одну подборку в "Знамени". Тимур Кибиров пишет много, но и у него более устойчивые отношения с другими журналами. Я бы хотел, чтобы в "Новом мире" хотя бы изредка появлялся рассказ Евгения Носова, но у него тоже есть более близкие издания. Я бы хотел, чтобы в "Новом мире" когда-нибудь появился новый рассказ Валентина Распутина, но он их пишет один-два в год и, естественно, для "Нашего современника".

Я больше всего хочу, чтобы "Новый мир" напечатал такое произведение, чтобы мы сами, сотрудники, удивились, как мы это напечатали. На моей памяти это было два раза: фрагменты "Бесконечного тупика" Дмитрия Галковского и революционная хроника Валерия Залотухи "Великий поход за освобождение Индии". Произведения, которые нам приносят наши авторы, и самые знаменитые, и не очень известные, - как правило, достаточно ожидаемы. Я с удовольствием читал недавно изданный "Идеальный роман" Макса Фрая или "Мистерию горы" Юрия Арабова - это литературная основа для фильма Сокурова "Молох", который получил приз в Каннах. Не являясь собственно сценарием, "Мистерия горы" обладает самостоятельными литературными достоинствами. Я бы с удовольствием вот такой текст напечатал.

- Сейчас у многих есть ощущение, что в литературе вот-вот должно что-то произойти, как будто уже тесто подходит, и буквально в ближайшее время появятся какие-то очень новые, свежие и глубокие произведения.

- Мне кажется, задача толстых журналов, может быть, не в том, чтобы найти и напечатать шедевр - будет он или нет, это уж как Бог захочет, - а в том, чтобы поддерживать по мере возможности нормальную литературную среду. Чтобы, когда этот гипотетический замечательный писатель появится, ему было, куда прийти, где напечатать свое произведение. Чтобы существовала какая-то рецензионная жизнь, чтобы в других газетах и журналах появились какие-то отклики. Я с детства запомнил сказку про лягушку, попавшую в крынку с молоком. Надо каждый день бить лапками.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
868
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1165
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
911
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
746

Другие новости