0
1247
Газета Культура Интернет-версия

23.09.1999 00:00:00

Послепраздничное место царя

Тэги: Анненков, юбилей


Николай Анненков на троне царя Бориса.
Фото Натальи Преображенской
(НГ-фото)

В МАЛОМ театре умеют сберегать своих стариков. Верно заметил художественный руководитель театра Юрий Мефодьевич Соломин, на сцену Малого выходили актеры, которым было много за восемьдесят, и те, которым было много за девяносто... Анненков в этом смысле уникален, поскольку во вторник вечером он отмечал на сцене свое столетие. Театральные легенды говорят, что в какой-то момент актер несколько скостил свой возраст и на самом деле позавчера ему исполнилось не сто, а сто два года. В Малом даже шутят - говорят, что до ста лет Анненков и вовсе был хоть куда, держался молодцом, а вот последние два года стал сдавать.

Итак, в Малом умеют сберегать своих стариков. Но в Малом - к великому сожалению! - не умеют их чествовать. И вторничный юбилей дает все основания к подобным утверждениям.

Да и кому, признаться, заниматься этим в сегодняшнем Малом?! Опять же придется прибегнуть к уже использованной фигуре "противопоставления": в Малом сегодня собралось немало блестящих, лучших актеров, одно перечисление заняло бы страницу, никак не меньше, - лучших на всей нашей русской сцене, не только в масштабах одного, пусть и национального значения театра. Да и немудрено - поскольку число актеров труппы давно уж перевалило за сотню и, кажется, с нынешними темпами до начала следующего тысячелетия перевалит и за вторую. Но эти лучшие, эти замечательные актеры почти ничего не играют, а некоторые, будучи в полном здравии, не играют совсем. Не нужны. Преподают, но не играют... Режиссеров здесь нет и на то, чтобы поставить спектакль, который бы вышел на шаг из общего круга полуудач-полупоражений.

Опять же придется вернуться к сказанному во вторник: после ухода Бориса Львова-Анохина и Бориса Морозова Малый так и не нашел в себе силы признать потери. Две местные звезды - Иванов и Бейлис, конечно, не могут компенсировать все потребности в режиссуре. Им в помощь пригласили в штат режиссера Владимира Драгунова, который до того уж, кажется, успел убедить тех, кто внимательно наблюдает за столичной театральной жизнью, в своих не слишком-то великих талантах. Кому было ставить столетие Анненкова? Да, в общем, некому. Мог бы, наверное, Львов-Анохин (это я уж предполагаю в порядке бреда). Это он "вернул" на сцену Малого Гоголеву, заставив всех, даже тех, кто до "Мамуре" и "Холопов" думал иначе, говорить о ней как о великой актрисе. Это он дал сыграть Анненкову одну из по-настоящему сделанных и глубоко, тонко, с пафосом и некоторой долей самоиронии исполненную роль... Но так ведь его надо было пригласить. Но, вероятнее всего, об этом даже и не думали. Хотя юбилеи тоже надо придумывать, репетировать, ставить.

В Малом на "первое" дали пространный отрывок из "Царя Бориса", где Анненков выходит в роли Луп-Клешнина, на "второе" были поздравления. "Царя Бориса" начали, как говорится, издалека, что тут же породило немало шуток. В долгом, почти полуторачасовом ожидании, когда же на сцену выйдет юбиляр, кто-то заметил, что, кажется, Анненкова решили выпустить к следующему юбилею. Самоупоение исполнявшего заглавную роль Виктора Коршунова вызвало к жизни еще более злую шутку о том, что, перепутав, видимо, начали отмечать именно его юбилей. Трудно предположить, что большинство актеров специально стушевывались в этот вечер, но играли многие из рук вон плохо. Хорошо играли, пожалуй, только два или три актера в этом густонаселенном спектакле - конечно, Людмила Полякова, Эдуард Марцевич... Анненков, который сегодня плохо слышит (и оттого особенно глупым выглядел строй перед микрофоном, куда умнее было бы что-то разыгрывать перед юбиляром, чтобы ему было на что посмотреть...), переиграл в этот вечер всех. Без скидок на возраст.

Поздравляющие выходили один за другим с папками наперевес... От правительства, от президента, от министра культуры сумел приехать один замминистра культуры Егорычев. Некоторую непринужденность сумела внести в общий хор директор Дома актера Маргарита Эскина, которая попросила позволения сфотографироваться всем вместе рядом с юбиляром - фото на память. Так и сделали. Веселые стихи - от Центрального округа - зачитал префект Александр Ильич Музыкантский. Но все это не затмило впечатления от слов Анненкова, пересказанных перед началом - перед тем как открыли занавес и заиграли, - Юрием Соломиным. Анненков сказал ему: "Я никогда так в жизни не волновался. Анненков не должен провалиться". Следующим сильным впечатлением стал выход актера. Царь Борис-Коршунов спросил его, одетого в черное платье монаха: "Это ты?" - "Я сам..." - чуть-чуть потускневшим, но все еще прекрасным голосом ответил Анненков-Луп-Клешнин. Большего публике и не нужно было. Увы, не замечая очевидного, в Малом - после ухода Анненкова со сцены - решили доиграть действие до конца. Хотя (быть может, как раз в соответствии с режиссерской идеей) хотелось уже только одного - чтобы царь Борис поскорее умер.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
910
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1228
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
947
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
786

Другие новости