0
1838
Газета Культура Интернет-версия

24.09.1999 00:00:00

Плевок в зеркало

Тэги: Герман, Хрусталев, премьера


КАЖДЫЙ зритель, который смог усидеть до конца, должен быть награжден орденом Ленина". "Но даже если кто-то по какой-то причине не посмотрит его [фильм], - не беда, мы его посмотрим вместе - на Страшном суде". В таком диапазоне колебались оценки: от откровенной насмешки до признания за этим фильмом силы эсхатологического пророчества. О Германе говорили так много, что этот шум успел стать событием задолго до показа его новинки на Родине. Миф рос. Пришло время реальности: впервые в Москве показали "Хрусталев, машину!". Картину пришли посмотреть Калягин, Любимов, Захаров, Дыховичный и десятки других режиссеров. Два дня в двух залах Музея кино сидели профессионалы. Уйти до конца фильма не рискнул никто.

Каков язык ужаса? Не того, который приходит и проходит - как в баснях про Дракул, а того, который объемлет всю землю, horror vacui terris. Алексей Герман дает ответ: это язык хаоса. Переизбыток предметов, мельтешение тел, сутолока световых пятен, многоголосое бульканье случайных фраз, в котором быстро тонешь. Фильм тяжело смотреть, потому что его плотность чересчур велика. Как слишком вязкий раствор, он втягивает в себя так, что выбраться уже невозможно, либо сразу выталкивает на поверхность - так что в него уже нельзя погрузиться всерьез. Признаюсь, первую часть фильма я почти всю проспал.

Все хорошо, всем плохо. А те, кто не умер, обязательно умрут в дальнейшем. Когда все так происходит в фильме Хвана "Умирать легко", можно порадоваться оптимизму зрителей, которые находят в себе силы смеяться. Чем страшней - тем смешней. Это закон. Человеческое восприятие не может переносить большие дозы чернухи. Герман снял фильм, над которым смеются так же, как над фильмом Хвана. Искусство - это баланс. Чрезмерность ужаса вызвала смех. Кажется, Герман хотел снять страшный фильм. А получился - мерзкий.

"Сало, или 100 дней Содома" - позитивное кино. Рядом с "Хрусталевым". Потому что в садической республике Пьер Паоло Пазолини есть Бог, имя ему - желание. "Сало" - фильм о крайностях удовольствия. "Хрусталев" - фильм об ужасе.

Генерал, которого зеки опускают в "воронке", - самая сильная сцена во всем фильме. Каждый зритель после этого немножко изнасилован.

Ненависть к себе - родовая черта интеллигента. Быть умником в России значит прежде всего ненавидеть: Родину и себя. Плевок в зеркало - символ такой ненависти. Сын плюет в стекло. Плюет отец. Самооплевание - главный мотив. Тема - сталинщина - растет из этой саморазрушительной страсти, а не наоборот. Здесь тема выбрана для того, чтобы оправдать такую ненависть.

Мир заплеван. Отец - подлец, мать - стерва и сын - Павлик Морозов. Вокруг них - НКВД, соседи-полудурки и законченные уркаганы. Такая вот киношаламовщина. Ни одного положительного героя. А единственный, кто и мог бы претендовать на светлый образ, - заезжий швед. Хороший иностранец, который гибнет в дикой России. Россия Германа - это мир, в котором некому сочувствовать, кроме шведа. Каждый готов предать, унизить и обгадить. И даже природа - харкота снегом в лицо да ямы с грязью. И мерзость вырождается в карикатуру.

Герман или Михалков? Вот в чем вопрос нового советского кино. "Утомленные солнцем" или "Хрусталев, машину!"? Фабула - одна: крупный командир, которого арестовывает ЧК. Реализация - прямо противоположна. Водевиль или трагедия? Что предпочесть? И тот и другой пути - в тупик. Потому что оба ворошат тему, которую трогать бессмысленно: пора наконец оставить прошлое трупам и перестать выкапывать мертвецов. И Герман, и Михалков по разным дорожкам бегут от реальности.

"Мой фильм опять на полке". Вот козырь Германа. Фильм освистали в Каннах - вот второй козырь. У нас обиженных любят. В мае 98-го "Khroustaliov, ma voiture!" показали в Каннах (см. "НГ" от 12.05.98 и 21.07.98), где фильм был номинирован. В январе 99-го он вышел в прокат во Франции. Его было обещали показать на Московском кинофестивале. Но так и не привезли. Картину было трудно увидеть. И потому к ней будут стремиться. Есть два способа привлечь внимание. Один - реклама: навязываться - вот стратегия Михалкова. Другой - создавать трудности. Деньги и энтузиазм - два равно действенных механизма. Михалков - дока по части первого. Герман привлекает любителей нелегких путей.

Изображение прекрасно, а содержание мрачно. Эстетам в прошлом году понадобились тени тиранов. "Молох" Сокурова посвящен Гитлеру. И Герман, и Сокуров снимали на "Ленфильме". Так что сталинобесие и гитлерофилия стали коронным номером этой вымирающей студии в 98-м году. И Герман, и Сокуров - блестящие режиссеры: в том, что касается картинки. И только. Так кино приходит к бессмысленному культу тьмы.

Черно-белое кино снимать сегодня модно. Доказательство - новая версия финского романа "Юха", снятого Аки Каурисмяки, культовым режиссером. Извращенный секс в моде тем более: пример - программа последнего фестиваля в Венеции (см. "НГ" от 13.09.99). Трендовой темой стала педофилия, ей отдали должное и Голливуд (Эдриэн Лайн), и европейцы (Клод Шаброль). Изнасилование генералов вряд ли станет большой тенденцией. Но то, что "Хрусталев, машину!" входит в общий мутный поток, - несомненно. И, как это и бывает с русским кино, доходит до крайностей, до самых невероятных сцен. Следующий фильм Германа - "Трудно быть богом". По Стругацким.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
578
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
726
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
613
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
496

Другие новости