0
918
Газета Культура Интернет-версия

03.12.1999 00:00:00

Бродячая собака


Заслуги Анджея Вайды

ПОЛЬСКИЙ кинорежиссер Анджей Вайда, чья последняя картина "Пан Тадеуш" уже внесена в список претендентов на "Оскар", представлен на днях также и в номинации "За заслуги в развитии мирового кино и личные творческие достижения". Кто же возьмет верх - Вайда как создатель монументальной картины по поэме Адама Мицкевича или как легенда мирового кино, - будет известно в середине января, когда именитая киноакадемия "Оскар" объявит свои решения.

ИТАР-ТАСС-"НГ"

"Сталкер-99" в Доме кино

В ЦЕНТРАЛЬНОМ Доме кинематографистов с 9 по 15 декабря состоится пятый Международный правозащитный кинофестиваль "Сталкер". На фестивале покажут фильмы, в которых подняты проблемы свободы слова и совести, войны и беженцев, межнациональных отношений, прав ребенка и другие. В конкурсной программе участвуют игровые и документальные ленты, среди которых "Занесенные ветром", "Капля калмыцкой крови", "Беженцы", "Меня убили на войне", "Детки", "Левша", "Кто, если не мы?". Во внеконкурсной программе "Панорама" можно посмотреть картину Алексея Германа "Хрусталев, машину!", фильм Рустама Ибрагимбекова "Семья", "Барак" Валерия Огородникова, документальные ленты "Улица Возрождения", "Остров СПИД" и другие.

Членами жюри стали Сергей Ковалев, Анатолий Приставкин, Елена Цыплакова, Валентина Малявина, Сергей Говорухин, Феликс Цветов. Председатель жюри - Алексей Симонов.

На фестивале пройдут "круглые столы" - "Защищает ли сегодняшняя журналистика права человека в России?", "Россия и Конвенция о правах ребенка. Что мы делаем для наших детей", "Вынужденная миграция в России: проблемы и пути их решения". Подготовлены специальные программы "Кино на защите прав беженцев", "Кино и Конвенция о правах ребенка" и "Молодежный форум". Вход на все мероприятия фестиваля, как всегда, бесплатный - по пригласительным билетам.

Антонина КРЮКОВА

"Идиоты" в Москве

В РАМКАХ проекта "Кино без границ" в кинотеатре "Стрела" показывают фильм "Идиоты" Ларса фон Триера.

Фильмы "Догмы" наконец-то добрались до российского проката. Напомним, что "Догма" - манифест европейских кинематографистов 1995 года - декларирует десять правил, среди которых, например, съемка только на натуре, единство места и времени, прямая запись звука, ручная камера, никаких жанровых атрибутов и так далее. Следуя системе запретов: отказ от спецэффектов, драматургических штампов и авторского самовыражения, - кинематографисты "Догмы" имеют возможность самыми доступными техническими средствами показать "правду жизни", близкую и понятную зрителю. Этот манифест подписали датские режиссеры Ларс фон Триер и Томас Винтерберг. Они же, следуя своду правил "Догмы", первыми и поставили свои фильмы - "Идиоты" и "Торжество", третьим был Серен Крак-Якобсен, снявший картину "Мифуне - последняя песнь". Позднее адепты идей "Догмы" нашлись не только в Дании, но и во Франции и США. Кстати сказать, все три датские ленты впервые были показаны в Сочи на последнем "Кинотавре".

В "Идиотах" обедающая в ресторане героиня фильма обращает внимание на группу душевнобольных, сидящих с ней рядом. У одного из них начинается припадок, другой хватает ее за руку. Героине ничего не остается, как следовать за этими дебилами - вместе с ними она садится в микроавтобус, и вдруг все они на ее глазах превращаются в нормальных людей. Оказывается, весь этот идиотизм был только игрой, притворством. Молодые люди, вполне культурные, образованные и остроумные, решили во время отпуска повалять дурака, перевоплотившись в "идиотов", чтобы преодолеть неловкое чувство, которое каждый из них - здоровый, успешный, предприимчивый - испытывает всякий раз при виде больного, слабого, беззащитного человека, а также преодолеть стыд, который охватывает их, когда приходит это чувство неловкости. Однако вскоре мы понимаем, что игры в "идиотов" - это только желание героев скрыть свои собственные глубинные комплексы. Каждый из них не уверен в себе, несчастен. Преодолеть эти психологические проблемы невозможно.

Окончательный смысл открывается в последней сцене, когда героиня, пробывшая с "идиотами" две недели, возвращается домой. Во время чинного семейного чаепития ни один из домочадцев не упрекает ее, не спрашивает, где она была, хотя все знают, что ровно две недели назад умер ее сын и вместо того, чтобы пойти на кладбище, она ни с того ни с сего присоединилась тогда к "идиотам". Но за столом все сдержанны и бесчувственны, ровно мертвецы. И вдруг героиня превращается в юродивую: чай из чайника наливает мимо чашки, кусок пирога падает изо рта - ей омерзительна эта молчаливая показная скорбь. И мы понимаем ее настоящее горе, понимаем всю тяжесть ее переживания - глубокого, страшного и неизбывного.

Антонина КРЮКОВА


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
879
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1185
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
926
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
759

Другие новости