0
1176
Газета Культура Интернет-версия

07.03.2000 00:00:00

Пятнадцать лет "Братьям и сестрам"

Тэги: театр, спектакль


Посевная. Сцена из спектакля Малого драматического театра "Братья и сестры".
Фото Виктора Васильева

В МИНУВШЕЕ воскресенье, 5 марта, в очередную годовщину смерти Сталина, в Санкт-Петербурге на улице Рубинштейна праздновали юбилей спектакля "Братья и сестры". По номеру это было самое "обычное" - 278-е представление. Юбилей был, если можно так выразиться, в ином: впервые "Братьев и сестер" сыграли 15 лет назад - в два дня, 9 и 10 марта 1985-го. В конце февраля - в начале марта актеры МДТ поехали по знакомым адресам: к Абрамову, поклонились могиле.

Позавчера два спектакля сыграли в один день, а после спектакля - между аплодисментами (в таких случаях аплодисменты принято называть овацией) - пели песни, а потом, в одиннадцать, начался капустник. Торжества затянулись заполночь.

Впереди - еще один юбилей: в середине мая в петербургском Малом драматическом театре - Театре Европы будут отмечать 20-летие абрамовского же "Дома", с которого, можно сказать, берет начало новая история театра. Знаменитая история и всемирная слава. Уже стало общим местом, но здесь повторение простительно: "Малый театр" - для большинства стран мира это - театр Льва Додина, петербургский Малый драматический.

"Братьям и сестрам" тоже не пятнадцать, а больше - история их тянется издалека, от студенческой работы, песни из которой пропели артисты - участники того учебного спектакля конца 70-х - Игорь Скляр, Сергей Власов, Игорь Иванов, Сергей Козырев... Некоторые сцены из него вошли в спектакль - как, например, свадьба Егорши и Лизаветы. Скляр играл на гитаре, другие пели - про Пекашино (этой песней начинался и заканчивался спектакль: "Ищем мы соль, ищем мы боль этой земли").

Потом на сцену поднялась вдова Федора Абрамова и поклонилась актерам, сказала: "Двадцать лет назад он чувствовал себя счастливым, потому что вы тогда приехали к нему и пели эти песни". Вместо "цветов, которые завянут", она подарила актерам только что вышедшую книгу Абрамова и поделилась радостью, что к юбилею вышла еще одна книга - незаконченная "Чистая книга" и что еще ей позвонили и пообещали, что выйдут наконец "Воспоминания", подготовленные еще 10 лет назад.

"Братья и сестры", как известно, - сценическая дилогия: первый спектакль называется "Встречи и разлуки", второй - "Пути-перепутья". Абрамовские названия, деревенская проза (инсценировка Льва Додина, Аркадия Кацмана и Сергея Бехтерева). Начинается "как бы" издалека - речью Сталина: "Братья и сестры, к вам обращаюсь я, друзья мои". Братья и сестры - это его слова, его обращение к советскому народу. Глухой голос, в каждое слово приходится вслушиваться, иногда - скорее догадываться о смысле. Можно представить, как вслушивались и ловили каждое ЕГО слово... От этой неявности, от прилагаемого усилия каждое слово становилось еще значительнее. От первых слов войны - резкий переход к хронике Победы, а потом сложенная из бревен стена поднимается и оттуда, издалека, бегут на авансцену деревенские, из колхоза "Новая жизнь", вдруг, на самом краю сцены преграждая себе путь двумя бревнами - пряслами. И начинается новая жизнь.

За пять лет, прошедшие с тех пор, как спектакль показывали в последний раз в Москве, он мало изменился. Мало, говорят, и со времени премьеры. Тот же говор, которому выучились двадцать лет назад у "абрамовских" мужиков, те же резкие переходы. От темных сцен - к чуть более светлым, к дневным. Та же то прямо-, то "криволинейная" метафоричность, и нравоучительность, и мораль - черты эпоса. Когда вернувшийся с фронта Минин раскладывает перед Анфисой подарки - шляпку, ночную рубашку и туфли и сам же надевает их ей на ноги (а она тут же прячет ноги под стол), эти мелочи быта - одевание, раздевание - приобретают почти мистический, во всяком случае, обрядовый смысл. Спектакль Додина - это театральный эпос, поражающий прежде всего умением говорить длинно.

Хрестоматийные - великие - мизансцены. От первых слов Михаила Пряслина (Петр Семак), разворачивающего скромные дары перед матерью, сестрой и братишками: "Теперь главное", - и вынимает какой-то сверток. Внутри - буханка черного хлеба. "Мама, а шо это?" - "Хлеб". - "Настояший?!" - "Настояший". Каждое слово - через паузу. Знаменитая, растиражированная в фотографиях, в пересказах: сеют. Бревенчатая стена поднимается, на ней - бабы, размахивают руками, все шире размах, выше и выше поднимаются они и бросают сперва понарошку, а потом и реальные зерна - большими горстями. Громче и громче песня. И - хрестоматийные образы - Минина - Татьяна Шестакова, уполномоченный Ганичев - Сергей Бехтерев, Петр Житов - Иванов, Юра - Скляр (как он "пристраивается" к папироске, как испуганно берет в руки телефонную трубку: "Але...").

В "Братьях и сестрах" - это видно - много такого, что потом откликается в будущих и даже нынешних спектаклях и интересах Додина (вот почему не правы те, кто пытается разделить Додина на того и нынешнего, экспортного): и "Чевенгур", может быть, и неосознанно вырастает из разговора Тимофея Лобанова (Владимир Захарьев) с сестрой, которая простодушно спрашивает: "Отчего наша коммунизма не устояла?" Или - из другого вопроса, лукашинского: "Какие выводы из трудов товарища Сталина по языку - для нас, практиков?" И уполномоченный Ганичев отвечает: "Вкалывать". И сама подвижная платформа (великая, конгениальная режиссуре Додина, сценография Эдуарда Кочергина) - бревенчатая стена, перерезающая сцену так и эдак, - то помост, то трибуна, то теплая стена дома, то равнодушный молох системы, - отсекающая и распахивающая пространство вширь, еще пригодится Додину (уже пригодилась - в недавнем "Чевенгуре"). В "Братьях и сестрах" эти бревна "выражают" закон деревни: все, что втайне, то и на виду у всех, то скатом крыши она укрывала Мишу с Варварой, и вдруг поднимается - и они - на глазах очередного деревенского схода.

В "масштабном полотне" шестичасового спектакля (эти часы и сегодня пролетают незаметно, и это умение режиссера и актеров распределить и перераспределить время - задним числом тоже потрясает) все строится на тонкостях, часто - на "катетах" и "гипотенузах" взглядов, в нем много тихих и вовсе без слов сцен. Тимофей уходит в больницу - актер спускается и идет через зал, центральным проходом, и долго в темноте стучит его палка. И - затихает: через несколько сцен скажут, что в больнице он умер.

В многоголосице спектакля Додин умело выхватывает одинокий голос из хора - крик ли это Анфисы Петровны Мининой или чей-нибудь шепот - и так же естественно возвращает его в хор - хор деревенского празднества или в долгий журавлиный клекот. В финале первого спектакля - стоит Михаил Пряслин - Петр Семак, кричит-кричит что есть мочи, все громче и громче, и вдруг - резко - "выключает" звук, хотя мы видим - кричит. Как будто закладывает уши.

То же и со светом. Додин любит "играть" в контражуре, подсвечивая снизу. Отчего вдруг "святыми" - в нимбах - становятся даже те, кто совсем не свят. Но Додин и не делит никого на плохих и хороших, и окончательно плохих в спектакле нет. В финале все собираются у дальней стены. Стоят сзади, свет "раздается" снизу, и все герои теряются, но одновременно и угадываются за пеленой.

Санкт-Петербург-Москва

delo.open.ru


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2251
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5027
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2764
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3183

Другие новости