0
1129
Газета Культура Интернет-версия

23.06.2000 00:00:00

Пронеслася стая чувств

Тэги: лирика, стихи, поэзия


ПРОНЕСЛАСЯ и унеслася. Нынче чувства не в моде. Чю-ю-ювства - это фи, дурной тон, их следует стесняться. Слезливость, слюни, сопли, близкое по звучанию английское sloppy - все эти жиденькие, уничижительные слова означают одно - сентименты, то есть нечто отжившее, старомодное, как дамский капор или муфта, как домашнее музицирование юной девы, сладкоголосый Чайковский, монолог Наташи Ростовой у распахнутого окна, фетовское "Шепот, чудное дыханье, трели соловья". Недаром нынче так любят по-новому ставить классику, уж так по-новому, что живого места не сыщешь. И главная режиссерская задача - избавиться от чувств, чтоб все, что было всерьез, стало понарошку, "все, что было раной, оказалось шуткой, и немножко странно, и немножко жутко". Зато современно.

Впрочем, ограничусь поэзией. "И неплохо бы, конечно,/ чтобы сладкий голос пел,/ чтобы милый друг сердечный/ тут же рядышком сопел!" - вот такие сегодня стихи. Потому что "Шишел-мышел вышел вон!/ Наступил иной эон./ В предвкушении конца/ - ламца-дрица гоп цаца!" Вот вам и девиз эпохи - ламца-дрица гоп цаца. Даже скупая мужская слеза содержит больше влаги, чем требуется. Суше, суше, еще суше. Желательно с иронией. Можно с едкой, можно с горькой, можно просто. Лишь бы с иронией. Потому что без нее - что за разговор?

Все уже было, все соловьи уже отщелкали, остались только пересмешники: "Вот снова окошко, где снова не спят./ То выпьют немножко, то так посидят┘"; "На холмах Грузии лежит такая тьма,/ что я боюсь, что я умру в Багеби┘"; "На даче спят. Гуляет горький/ холодный ветер. Пять часов./ У переезда на пригорке/ c усов слетела стая сов". Рецепт таков: нарезку из классиков поместить в весьма заниженный контекст, состоящий из легко узнаваемых реалий и жаргонных словечек, и все это спрыснуть пофигистски ироничной интонацией. А как может быть иначе, если "все сказано. Что уж тревожиться/ и пыжиться все говорить!/ Цитаты плодятся и множатся./ Все сказано - сколько ни ври". Неужели все? Но у тех же Еременко, Кибирова, Новикова можно найти стихи без цитат и ерничанья (ну разве что с юмором), которые звучат абсолютно свежо. Правда, нынешняя поэзия так приучила к стебу, что всякая неожиданно сверкнувшая лирическая строка кажется стилизацией. К тому же потерявшие бдительность и впавшие в лирику поэты настолько этого пугаются и так неловко себя чувствуют, что и читатель ( я, например) невольно начинает испытывать беспокойство и успокаивается лишь тогда, когда снова натыкается на цитаты, сопровождаемые привычной иронией. Создается впечатление, что поэт то и дело себя одергивает: "Друг Аркадий! Не говори красиво".

В самом деле. Можно ли в наше циничное, катастрофичное, технологичное, алогичное, такое-сякое время разводить лирику? Да и кто это будет слушать? Разве что какой-нибудь реликт, который случайно не вымер. Но стоит ли для него стараться? Да и получится ли, если обладаешь не бельканто, а сиплым, совсем немелодичным голосом, который годится лишь для насмешки и ироничного умствования? Но вот что интересно: этим голосом можно так говорить, что заслушаешься: "Все сложнее, а эхо все проще,/ проще, будто бы сойка поет,/ отвечает, выводит из рощи,/ это эхо, а эхо не врет./ Что нам жизни и смерти чужие?/ Не пора ли глаза утереть./ Что - Россия? Мы сами большие./ Нам самим предстоит умереть".

"Глаза утереть". Попробуй их утереть, если день ненагляден, ночь безоружна, сума пуста, душа беззащитна. Но есть чужие строчки, которые можно переиначить и пустить в дело, когда не хочется говорить всерьез. Есть близкие по звучанию слова, которыми приятно поиграть: "медикаменты комедианты/ белый товар/ клейкие ленты атласные банты/ черный отвар". Есть в конце концов и другие возможности: "Вот, бля, какие бывали дела - / страсть мое сердце томила и жгла! / Лю, бля, и блю, бля/ и жить не могу, бля,/ я не могу без тебя!" Если у лучших поэтов подобные строки перемежаются с другими - такими, которые трудно забыть, то у тех, что поплоше, нет ничего, кроме стеба. Такова программа. И не потому что мы большие, умудренные жизнью, искушенные, разочарованные и усталые, а потому что не взрослые и инфантильные, закомлексованные отроки, которые, стесняясь маминой ласки, густо краснеют и басят что-то грубовато нечленораздельное. Хорошо еще, если не отпихивают мамину руку, пытающуюся пригладить непокорный вихор. Только подростки стесняются проявления чувств, как своих прыщей. Только они убеждены, что все уже было, и ни о чем нельзя всерьез, что о любви можно лишь с матерком и кривой ухмылкой, о прошлом и будущем - небрежно и с ехидцей.

Так что у нас еще все впереди. Нам еще предстоит вырасти, возмужать и перестать стесняться самих себя, прикрываясь иронией, как ширмой. Впрочем, ирония - это совсем неплохо, если в меру. А если не в меру, то она ядовитая, способна прожечь до дыр самую ткань жизни. И останется только принимать дрань и рвань за единственную реальность. Хотя вряд ли слово, даже едкое, обладает такой властью над жизнью. "Жизнь такова, какова она есть, и больше никакова". Она течет себе и течет, а мы вольны высказываться по ее поводу, как нам Бог на душу положит (если захочет, конечно). Неужели весь этот стеб, эти неуемные ужимки и прыжки тоже от Него? Впрочем, Ему виднее. Он знает, что делает. Может, все это надо для того, чтоб очнулись от долгой спячки давно потерявшие свежесть "Кустарники. Звезды. Вода" и чтоб поэт, устав от собственных ухмылок, вдруг почувствовал, что "все колыханья, касания,/ мерцанья Пресветлой слезы/ опять назначают свидание/ и просятся вновь на язык".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
844
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1127
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
888
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
727

Другие новости