0
1118
Газета Культура Интернет-версия

28.10.2002 00:00:00

Сближение терроризма и искусства кощунственно

Тэги: терроризм, искусство


Блок призывал слушать "музыку революции". Советские композиторы пошли дальше и писали "музыку революции". Однако тонны этой музыки канули в "летейской библиотеке" или остались историческим курьезом. Художник не должен спешить что-то "отображать" - время неизбежно отразится в том, что ты делаешь, даже если ты попытаешься о чем-то умолчать, говорил Уолт Уитмен.

Вообще всякое сравнение или сближение терроризма и искусства - кощунственно. Знаменитый германский композитор Карл-Хайнц Штокхаузен навеки разрушил свою репутацию, опрометчиво заявив после 11 сентября, что Нью-Йоркская катастрофа - это как "мощное произведение искусства", как "театрально-мультимедийный акт". Но мировое сообщество не оценило высокого эстетизма Штокхаузена, и музыканты всего мира с тех пор бойкотируют его музыку.

"Русские красавцы" и русская литература

Общеизвестно, что первые настоящие террористы были именно в России. Именно здесь руками и головами Нечаева и Желябова, Перовской и Ульянова-старшего были заложены, так сказать, теоретические основы терроризма. Формула простая - запугивать, запугивать и запугивать, листовками, речами и прокламациями, а когда все отмахнутся от этого - мол, болтология, - вот тут-то и устроить теракт, или, как тогда говаривали, "экс". Реально убить какого-нибудь человека, желательно главного - царя, а не получается царя, можно и великого князя или московского градоначальника. Главное - привлечь внимание и посеять страх.

Именно здесь, в России, эти опыты стали проводиться еще в середине позапрошлого века, а все остальные - кубинцы, немцы, арабы - уже перенимали российский опыт, усваивали его и развивали, каждый по-своему.

Некоторые герои русской литературы вполне могут быть зачислены в террористы. Например Германн в пушкинской "Пиковой даме" - он грозит старухе пистолетом, чтобы узнать тайну трех карт. Возможным "бомбистом" был тургеневский Базаров. В террористы савинковского типа метит Мартын, герой романа Набокова "Подвиг". (Хотя сам Набоков терпеть не мог террора, ни красного, ни белого: именно от руки такого оголтелого "антимонархиста" погиб его отец, министр юстиции Владимир Дмитриевич Набоков.)

И все же в русском искусстве террорист - скорее исключение. Даже у классика соцреализма Горького герои (Челкаш, Клим Самгин, даже мать Павла Власова - скорее романтики, чем "хладнокровные убийцы"). Пожалуй, только Достоевский посвятил этой теме целый роман ("Бесы"), значительно позже был роман Трифонова "Нетерпение" и спектакль "Современника" "Народовольцы". Но я не помню фильмов или живописных полотен (картина Репина "Не ждали" - всего лишь дань революционистской моде), песен или стихов, воспевающих Каракозова или Гольденберга, Засулич или Каляева.

Пугачев и Разин (тоже террористы по большому счету) были народные герои, поскольку открыто шли на бой с системой, пытались воевать в честном бою. Но подонки, бросавшие бомбы в кареты, где были женщины и дети, никогда не вызывали симпатий - ни у народа, ни у художников. Даже и в советские времена.

"Магнолия" и политкорректность

Говорят, снаряд дважды не попадает в одно и то же место. Но в жизни человека случаются самые невероятные совпадения. Так, я дважды, в 2001 и 2002-м, оказался в том городе, где были совершены крупнейшие теракты в мировой истории.

О таких странных совпадениях - мой любимый фильм американского режиссера Пола Томаса Андерсона "Магнолия".

Немного о кино. Есть ли связь между огромным количеством фильмов о террористах и реальным террором в жизни? Являются ли фильмы отражением жизни или напротив - ее возбудителями и инспираторами? Может ли быть, что реальная жизнь копирует то, что выдумывают голливудские сценаристы?

Вопрос этот давно занимает умы людей, и это совсем не схоластика вроде того, кто был раньше: курица или яйцо.

Некоторые великие кинематографисты утверждают вполне определенно, что насилие на экране рождает насилие в жизни. Так, Роберт Олтман, патриарх американского кино, снявший такие знаменитые фильмы, как "Госфорд Парк", "Доктор Т. и Женщины", "Нэшвилл" и множество других (всего - 76 фильмов!), сказал: "В фильмах мы показываем, как надо убивать, а люди с удовольствием копируют это. Как кинематографисты смеют создавать такие страшные и кровавые фильмы?"

Вуди Аллен, другой сторонник ненасильственного кино, говорит: "Надеюсь, скоро люди поймут, что убивать людей нельзя, а показывать убийство на экране - безнравственно..."

Но - кто же их послушает? Ясное дело, ни Олтман, ни Аллен никогда не делали триллеры, это не их бизнес, и они никак не зависят от "бокс-оффиса". Но таких, как они, - меньшинство. Кровь обильно льется в кадрах как голливудских, так и независимых фильмов (про Россию - умолчу, по-моему, более кровавого кинематографа, чем российский кинематограф 90-х, просто не сыскать). Именно кровавые боевики и триллеры - самые профитные продукты во всем мире. И когда люди приносят сотни миллионов долларов в кассу - кто думает о последствиях? О том, что в зале может сидеть мальчишка, из которого вырастет Усама бен Ладен или вашингтонский снайпер Джон Аллен Мухаммад.

Известный американский критик Дэвид Стеррит напечатал статью в уважаемой газете "Крисчен Сайенс Монитор", где утверждает, что жизненная позиция и мировоззрение американцев (и не только американцев, заметим мы в скобках) последних десятилетий сформированы не историей, моралью и религией, а популярными развлечениями - телевидением, кино, поп-музыкой... Именно поэтому в мире все больше преступности и насилия.

На каждый фильм о ненасилии (например "Ганди", фильм Ричарда Аттенборо 1982 года) приходится сотни, если не тысячи фильмов, в которых насилие и ненависть представлены как неотъемлемая часть человеческой жизни.

Мой знакомый Ричард Пенья, директор Нью-Йоркского кинофестиваля и заведующий Департаментом кино при Линкольн-центре в Нью-Йорке сравнивает в своей статье два фильма на сходную тему: "Правила боя" (Rules of Engagement, режиссер Уильям Фридкин, 2000 год, фильм был показан на Московском кинофестивале) и фильм Джилло Понтекорво "Битва за Алжир" (The Battle of Algiers), который получил 3 номинации на Оскар в 1965 году. Разница, как утверждает Пенья, заключается в том, что итальянский фильм показывает и французов и алжирцев как людей. Никто из них не чудовище, не монстр, хотя всем приходится действовать, как монстрам. В фильме "Правила боя" арабы изображены как дикие фанатики, воплощение зла, которое не имеет объяснения и не нуждается в нем. Такой фильм будит расовую и религиозную ненависть и призывает к убийству - считает Ричард Пенья.

"Настоящая" Америка

Стоит ли перечислять бесчисленные фильмы со Шварценеггером и Брюсом Уиллисом, Сталлоне и Ван Даммом, Стивеном Сигалом и Вином Дизелем? Это именно то, что во всем мире считается американским кино, это то, что всему миру кажется настоящей Америкой.

Хотя это совсем не так, и Америка на самом деле - богобоязненная, пуританская страна, где на 99% территории так тихо, что слышны пролетающие мухи. И все же Америка в воспаленных мозгах подростков всего мира выглядит так, как ее рисуют Пол Верхувен или Джеймс Камерон. В том числе и в мозгах российских подростков. И, наверное, чеченских.

Они ведь не смотрят фильмов Олтмана и Вуди Аллена, им неинтересен Милош Форман или Хэл Хартли. Они хотят "экшн", а раз "вы просите экшн - их есть у меня" - говорит производитель фильмов (или видеокассет или ДВД). И процесс идет. И мы знаем, куда он приводит.

Понятное дело, американцы стараются быть политкорректными. Они стараются терпеть всех и старательно объясняют, почему никого нельзя обижать и - тем более - запрещать. Но политкорректность приводит к мягкотелости и расслабленности. Мы уже знаем, чем Америка поплатилась за свои прекраснодушие и наивность. Очень не хочется, чтобы Россия повторяла те же ошибки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
701
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
918
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
754
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
613

Другие новости