0
908
Газета Культура Интернет-версия

11.12.2002 00:00:00

Одиллия с улыбкой Моны Лизы

Тэги: большой театр, сша, гастроли


Большой театр завершает двухмесячный гастрольный тур по США. В эти дни труппа работает в Вашингтоне, выстреливая рождественских "Щелкунчиков". Прошли выступления в городах Аризоны, Калифорнии, Иллинойса, Мичигана и Миннесоты, в северном штате Вашингтон - с "Баядеркой" и "Лебединым озером" в редакциях Юрия Григоровича.

Судя по рецензиям, это турне можно считать успешным. Американские критики откликнулись активно: статьи выходили не только о спектаклях, но и о разных составах исполнителей. На балетоманских сайтах развернулись километровые обмены мнениями, большей частью совпадающие с официальной критикой, только более страстные. Все заинтересованно искали определение фирменного стиля Большого. Барбара Хувер из "Детройт ньюс" пишет о "бравурном танце с большой дозой актерской игры", а Хеди Вейсс из "Чикаго Сан таймс" - о "фантастическом великолепии цивилизаций прошлого и имперском блеске". Упомянутый блеск как разновидность художественной экзотики в целом одобрен, как одобрено и дирижирование Александра Сотникова во главе американских оркестров. Но не вызвали восторга редакции Григоровича. Если "Баядерка" кажется более или менее приемлемой, то надуманная "психология" (слово пишут именно так, в кавычках) "Лебединого озера", как правило, отвергается. Ю.Н.Г. упрекают в запутанности либретто, в "несказочности" сказочного балета, в выбрасывании из партитуры музыкального финала Чайковского, в плохой постановке света, в отсутствии характерности в характерных танцах. Балетоманам не нравится, что принц у Григоровича неуместно "похож на вагнеровского Зигфрида". Не прониклись американцы и сценографией Симона Вирсаладзе в "Лебедином". Мэри Мэрфин Бейли из "Сиэтл таймс" иронически констатирует: "Стены дворца сделаны из материала, своею проницаемостью внушающего мысль о мечтах, но, к несчастью, он больше похож на изношенный ковер". Другой рецензент описывает дворец как "замок Конана-Варвара, когда он стал королем". Костюмы называют "кричащими", а общее впечатление от оформления - "секонд-хенд".

Зато солисты ГАБТа получили множество похвал - и неожиданный упрек: не надо выходить на поклоны посередине па-де-де, разрывая хореографию на куски. В Америке, особенно в Калифорнии, полюбили Николая Цискаридзе: его сольные танцы "на пределе технических возможностей", "харизму, вкус и дерзновенность". Самая тонкая похвала - такая: "Премьер Большого... танцует от всей души, и Бог любит его за это". Есть и неожиданности. В рецензии на "Баядерку" Льюис Сигал из "Лос-Анджелес таймс" описывает "украшенное драгоценностями кольцо в индийском стиле" в носу (!) Цискаридзе. Но коллега Сигала сетует на отсутствие "химии" между принцем-Цискаридзе и Лебедем, именно партнера виня за эмоциональную холодность дуэта.

Андрей Уваров и Сергей Филин получили не меньше комплиментов: "благородство танца", "манеры урожденных принцев", "прекрасные линии", отменная техника. Одному из критиков Уваров, с его двойными турами в воздухе, напомнил "юного Александра Годунова". "Музыкальное крещендо" мягких прыжков Филина тоже навеяло ассоциации: рецензент, презрев разность психофизических типов, сравнил Филина с "молодым Нуреевым". Прохладнее впечатления от актерской игры наших премьеров ("более техничный, чем поэтичный") и от работы в дуэте с балериной.

Надежда Грачева, Галина Степаненко и Анна Антоничева много лет танцуют Одетту-Одиллию и Никию. Наши балерины порадовали въедливых американцев, но не без претензий. Упреки к Грачевой можно свести к цитате: "Ее танец в "Тенях" смотрелся больше как результат обобщения великой балетной школы, чем как собственная трактовка". Один рецензент считает, будто Одетта-Грачева - скорее "очаровательный воробей, нежели лебедь", другой видит ее Черного лебедя как "Одиллию с улыбкой Моны Лизы". Танец Антоничевой называют "интеллигентным", но многие разочарованы вечной эмоциональной нейтральностью балерины. Сандра Куртц из "Сиэтл уикли" довольна тем, как Степаненко сумела создать "два разных характера" в "Лебедином", средствами танца сыграв и "хрупкую невинность", и "силу упорства дочери Злого гения".

В массовом порядке критики превозносят Морихиро Ивата (Шут в "Лебедином" и Золотой божок в "Баядерке") - его прозвали "динамомашиной", Яна Годовского (факир в "Баядерке"), Марию Александрову (Испанская невеста из "Лебединого" и Гамзатти в "Баядерке") - за технику, "умение доминировать в пространстве и броскость сценического присутствия". Четырех лебедей во многих рецензиях перечисляли поименно! В кордебалет американцы влюбились до ушей: по их мнению, "на сцене было больше ослепительных девушек, чем на конкурсе "Мисс Америка". Злобный ругатель постановки Григоровича, автор из Сиэтла Р.М. Кемпбелл, и тот говорит: "Балет спасает то, как он был станцован". Лишь единожды отмечено, что в одной из "Баядерок" у танцовщиц были "совершенно различные мнения о том, как высоко надо поднимать ноги в сцене выхода теней". Но гораздо чаще можно прочесть что-то вроде "руки и ноги доставляют удовольствие синхронной симфонией без привкуса механистичности". Единственная зрительская претензия, да и та была лишь в Беркли: пуанты танцовщиц стучат слишком громко.

Учитывая, что билеты стоили от 20 до 85 долларов (для сравнения: за первые ряды партера на "Лебединое озеро" в Москве надо отдать 100 "зеленых"), залы заполнялись почти полностью, а американцы народ отзывчивый - хочется надеяться, что услуги двух московских клакеров, поехавших в Америку, никому всерьез не понадобились.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
364
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
468
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
380
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
324

Другие новости