0
1164
Газета Культура Интернет-версия

26.02.2003 00:00:00

Волков сократил трагедию, но добавил фантастики

Тэги: концерт, рно, тенденция, сезон


Второе: концерты, непосредственно следующие друг за другом, начали чаще "рифмоваться" между собой. И даже если это происходит случайно, трудно не порадоваться: ведь таким образом музыкальный сезон воспринимается не как случайный набор отдельных - более или менее удачных - вечеров, а как единое целое. Третий: многие программы продумываются более тщательно, чем мы привыкли за последние годы.

В-четвертых: концертная афиша в целом стала чуть-чуть разнообразнее. Разумеется, в ней продолжают регулярно встречаться Второй фортепианный концерт Прокофьева и "Фантастическая симфония" Берлиоза (Павел Коган берет на себя смелость играть ее в Москве всего через три недели после Кента Нагано), однако удельный вес Стравинского, Прокофьева, Шостаковича, Канчели, Онеггера и даже полузабытого Вайнберга постепенно возрастает.

Все названные признаки продемонстрировал концерт РНО под управлением юного Илана Волкова. Заняв в январе должность главного дирижера Шотландского оркестра Би-би-си, 26-летний музыкант проявил смелость в составлении первой же программы: шестая симфония Малера (по длительности и напряжению более чем достаточная для заполнения целого концерта) соседствовала с его же циклом "Песни странствующего подмастерья" и симфонической пьесой венгерского авангардиста Лигети. Подобно Кенту Нагано, который исполнил с РНО чисто романтическую программу, хотя и "специализируется" по ХХ веку, Волков не стал рисковать: в Москву он привез "Фантастическое скерцо" Стравинского (а вовсе не Берлиоза, как гласила афиша), второй скрипичный концерт Прокофьева и симфонические фрагменты из "Ромео и Джульетты" Берлиоза (безусловный хит среди которых - "Королева Маб, фея снов").

Наименее заигранным из этих опусов, безусловно, является первый: одно из самых ранних сочинений Стравинского, "Скерцо", было навеяно образами Метерлинка и вполне закономерно напоминает Дебюсси; сам Стравинский подчеркивал влияние Мендельсона, хотя дело не только в нем. В одном из первых откликов на "Фантастическое скерцо" критик прямо называл прототип нового сочинения - скерцо Берлиоза "Королева Маб". Думается, что это сходство несколько преувеличено, однако тем любопытнее подобное выстраивание программы. Впрочем, в отличие от концерта Нагано, кульминацией которого был Берлиоз, наибольшая эмоциональная нагрузка на сей раз легла на скрипичный концерт Прокофьева.

"География" появления концерта достаточно широка: работа над ним началась в Париже - накануне окончательного возвращения в Россию, - продолжилась в Воронеже и Баку и завершилась премьерой в Мадриде. В созданном тогда же балете "Ромео и Джульетта" Прокофьев проявил себя в первую очередь как драматург и симфонист, - в концерте он напомнил о себе как о лирике. Сольную партию исполнила Акико Суванаи - победительница Конкурса им. Чайковского 1990 года. Вначале игра Суванаи показалась не слишком сбалансированной, а первые ноты звучали не по-скрипичному жестко. Однако к середине первой части солистка вполне разыгралась - с тем, чтобы во второй и третьей частях показать возможности скрипки Страдивари во всей красе с прокофьевской эмоциональностью.

Если Прокофьев создал на основе шекспировской трагедии балет, то Берлиоз - почти на сто лет раньше - сделал из "Ромео и Джульетты" драматическую симфонию для оркестра, трех хоров и трех солистов. Исполненные Волковым фрагменты, среди которых была и вышеназванная "Королева Маб", произвели благоприятное впечатление, хотя после трех частей мучительно не хватало еще одной - попробуйте себе представить, к примеру, восьмую симфонию Малера без последней части! Когда сочинения подобного масштаба будут хоть изредка звучать у нас "в полном объеме", музыкальную жизнь столицы можно будет признать удовлетворительной.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
441
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
551
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
464
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
381

Другие новости