0
779
Газета Культура Печатная версия

10.06.2003

Эльдар Рязанов: "Делаю что хочу и имею право"

Тэги: кинотавр, кино, рязанов, водевиль

В программе российского конкурса "Кинотавр" - новый фильм Эльдара Рязанова "Ключ от спальни". Глядя на нехитрый водевиль с сюжетом "пришел муж домой, а там┘", критики пожимают плечами. Однако публике нравится, и на питерском фестивале "Виват, кино России!" картина получила приз зрительских симпатий.

кинотавр, кино, рязанов, водевиль Фильмы Эльдара Рязанова гораздо веселее, чем он сам.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Вы выпускаете фильмы каждые два года. Это роскошь. Быстрее работает только Анатолий Эйрамджан. Другие жалуются, что нет денег и нет сюжетов. У вас таких проблем не возникает?

- Желание снимать помогает решать проблемы. К тому же я много читаю, наблюдаю, что творится вокруг. История с "Ключом от спальни" такова. Я никогда не слыхал о драматурге Жорже Фейдо, но однажды во время съемок "Парижских тайн" это имя упомянули Анни Жирардо и Пьер Ришар. Я принялся за чтение и был потрясен, насколько уровень пьес Фейдо устарел. Но один сюжет показался занятным, он задевал, подавал импульсы. Я решил перенести действие в Россию, в Санкт-Петербург, потому что нелепо снимать о французских рантье начала века. От оригинала остался пьяница, который попадает в квартиру, где совершается адюльтер, название и лающий извозчик. Остальных героев я придумал. Меня несло, как Остапа. Так появился майор, которому изменяет жена, влюбленный орнитолог, поэт (Сергей Маковецкий) - какой Серебряный век без поэта! Героя я сделал фабрикантом. Можно было выбрать красавца на эту роль. Но это комедия, мне хотелось посмешить, и я пригласил Николая Фоменко.

- За исключением нескольких лент, вы снимали фильмы о современности. Почему вы перенесли сюжет и выбрали 1914 год? Ситуация того времени показалась аналогичной?

- Я - свободный человек и не подряжался снимать современность. Я делаю что хочется и имею на это право, прожив 60 лет в кино. Та эпоха вкусная, замечательные костюмы, архитектура, появился синематограф, Вертинский запел. Время величайших экономических достижений. Не зря в советские времена все показатели сравнивали с 1913 годом. К тому же в драматургии того времени есть наивность, которую в наши дни не перенесешь. Это была пора, когда Ионеско еще ничего не написал. Аналогичную вещь сделал Георгий Данелия в "Не горюй!". Взял роман Клода Тилье и перенес ее не на российскую, а на грузинскую почву, потому что та история не могла произойти в России. "Ключ от спальни" - дурошлепская комедия, вроде "Тетки Чарлея". Мне показалось, что этот забытый своеобразный жанр может доставить радость и, судя по реакции зрителей, не ошибся.

- С середины 60-х все ваши герои - в основном люди среднего возраста. Если в картине есть герой помоложе, он, как правило, терпит фиаско. Вы не любите молодежь?

- Кто сейчас говорит от имени народа или молодежи? Сейчас говорят только от своего имени. А про молодежь у меня по большому счету есть одно кино - "Дорогая Елена Сергеевна", и этот фильм действительно страшный. Зато "Ключ от спальни" - а там тоже не старые персонажи - молодой, озорной, хулиганский. Глядя на этот фильм, никто не скажет, что его снял человек 75 лет.

- Это первая картина без социального контекста. Вы перестали его чувствовать?

- Уж эта социальная заданность в мозгах наших киноведов! Слава богу, что нет! Мы всегда были зашорены, обличали, ругали. Я бичевал, сделав "Гараж". Сняв "О бедном гусаре замолвите слово", замахнулся на КГБ. Теперь захотелось посмеяться и посмешить других.

- Каким должен быть современный герой?

- Для меня герой - Юрий Деточкин, и о таком герое я делал кино всю жизнь. Честный, благородный, он должен помогать бедным, стоять на страже угнетенных.

- Уж не балабановского ли "Брата" вы описали?

- "Брат" мне чужд, хотя "Война" Алексея Балабанова кажется очень интересной. Но я не понимаю, когда обаятельный Сергей Бодров ходит и убивает. Не могу оправдать убийства без причины. Впрочем, сложно об этом говорить, так как мы потеряли талантливого человека. Его дебют "Сестры" был замечательным. Однако у меня другие герои.

- На "Кинотавре" параллельно с российским идет международный фестиваль. Вы имеете возможность смотреть зарубежные ленты?

- К сожалению, надо выбирать: либо "наше", либо "их". Просмотры идут одновременно, успеть невозможно. Поэтому смотрю российские фильмы. Я - президент "Ники", мне нужно знать, что делается в нашем кино.

- У вас уже есть проект следующего фильма?

- Я работаю над многосерийный телефильмом "Поговорим о странностях любви". Планируется 12 или 18 программ, шесть выйдут в сентябре. Это любовные истории Саввы Морозова, Альберта Эйнштейна, Герцена, Горького, Пастернака. Невероятно интересно!

- Каким, по-вашему, должно быть российское кино?

- Хорошим. Разным. Представлять разные жанры, разные поколения. И богатым.

Сочи


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Лариса Садилова: "Я ее все-таки сняла, сегодняшнюю Анну Каренину"

Ольга Галицкая

Кино о другой России

0
1158
"Аладдин" с брейк-дансом и Гаем Ричи

"Аладдин" с брейк-дансом и Гаем Ричи

Наталия Григорьева

Уилл Смит сыграл Джинна в ремейке мультфильма Disney

0
900
Слова – пришельцы  из будущего

Слова – пришельцы из будущего

Марианна Власова

Татьяна Данильянц о Геннадии Айги, Татьяне Бек и «Светлейшей Венеции», где мысли идут по-другому

0
1050
Фатих Акин бросает зрителям "Золотую перчатку"

Фатих Акин бросает зрителям "Золотую перчатку"

Наталия Григорьева

Шокирующий фильм о последствиях и жертвах войны, который можно или полюбить, или возненавидеть

0
971

Другие новости

Загрузка...
24smi.org