0
783
Газета Культура Печатная версия

27.06.2003

Средство Рождественского

Тэги: яначек, опера, геликон

Усталая оперная цивилизация, пресытившись модерном Рихарда Штрауса и атональным экспрессионизмом Берга и Шенберга, в поисках свежего дыхания лет десять-пятнадцать назад обратила свои взоры на Восток. Апостолом новой моды наряду с Шостаковичем стал моравский композитор Леош Яначек. Несколько дней назад миланский "Ла Скала" показал премьеру "Приключений лисички-плутовки", а зимой в "Метрополитен-опера" Владимир Юровский поставил "Енуфу" с белокурой финкой Каритой Маттила.

Жесткая и, несмотря на фольклорные заимствования, предельно антиромантичная поэтика Яначека кажется порождением сегодняшнего дня. Его оперы по-настоящему актуальны и в этическом, и в эстетическом, и в философском смысле. Музыка конкретная, напряженная, тревожная - как наша современная жизнь. Форма компактная, действие развивается динамично. Пение искусно приближено к обычной разговорной речи.

Театр Дмитрия Бертмана тоже долгое время ходил в официально не признанных маргиналах и эпатировал общественное сознание немыслимой плотностью грязи и перверсий на единицу музыки, попутно шокируя академические уши садово-парковым оркестром и чугунным бельканто. Но как все изменилось! Пройден путь от пошлой гитисовской самодеятельности до европейского перфекционизма весьма неплохого пошиба. Диссиденты от оперы стали респектабельными хозяевами жизни и демонстрируют свое искусство миру - достаточно хотя бы того, что сам Мути пригласил "Геликон" с его лучшими русскими спектаклями на свой нынешний фестиваль в Равенне.

"Геликон" взял курс на старинную и "современную" оперу и следующую после штурма "Лулу" остановку сделал на станции "Средство Макропулоса". Свое детище 70-летний Яначек создавал одновременно с "Воццеком" Берга и называл его "модерной исторической оперой".

Главный козырь премьеры - Геннадий Рождественский, наш главный специалист по Яначеку. Именно он еще в глухом 1958-м принимал участие в постановке "Енуфы" ("Ее падчерица") в Большом театре - Дьячиху-детоубийцу пела Ирина Архипова. Оркестр "Геликона" в некоторых последних спектаклях ("Леди Макбет", "Фальстаф") зазвучал на весьма достойном уровне, но то, что сделал с ним Рождественский, похоже на обыкновенное чудо. Несмотря на некоторую усталость, маэстро вложил в работу столько любви, знаний и пыла, что сотворенный им русский Яначек не может не потрясать.

Другое чудо - как размыкают тесное геликоновское пространство художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева, доводя его, как обычно, до некоего вселенского символа.

После джинсового "Петра Великого" в "Макропулосе" фактурой выбрана бумага. Пол сталактитово топорщится кипами следственных документов, с потолка струится эффектное бумажное кружево - если присмотреться получше, то увидишь черные силуэты фигур в костюмах разных эпох. А на верхнем балконе, под самым потолком восседают и отрешенно взирают на происходящее из иных времен белые ангелы-мудрецы-звездочеты, спутники других жизней Эмилии Макропулос.

Сюжет о вечной женщине, женском варианте Казановы и Дон Жуана - великолепный повод для оперного спектакля. "Средство Макропулоса" и роль Эмилии Марти - любимый фетиш всех сходящих примадонн от Аньи Силья до Райны Кабаивански. И Бертман сначала думал о Любе Казарновской, но потом предпочел собственных див в соку. В Наталье Загоринской нет ни ошеломляющей экстравагантности, ни харизматичного возрастного шлейфа, но зато есть великолепный ум, неженский интеллект и чистый голос, возвышающий эту музыку, которую иные старые дивы поют, так сказать, условно, чем угодно, только не голосом.

В отличие от других спектаклей "Геликона" "Средство Макропулоса" очень ровный в ансамблевом отношении спектакль - "моржи" поют и играют на том же уровне, что и "первачи", а иногда залетают и выше, как, например, Екатерина Облезова в роли зловещей старухи-горничной. Это большая новость. Возможно, действует средство Рождественского?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Трамп создаст "оперативный штаб" по борьбе с утечками информации

Трамп создаст "оперативный штаб" по борьбе с утечками информации

0
340
"Русалка" закончилась молитвой

"Русалка" закончилась молитвой

Марина Гайкович

Самую знаменитую оперу Дворжака поставили в Екатеринбурге

0
850
С 25 по 27 мая в Москве пройдет международный конкурс молодых оперных режиссеров "Нано-Опера"

С 25 по 27 мая в Москве пройдет международный конкурс молодых оперных режиссеров "Нано-Опера"

0
583

Мимо кассы

Алексей Бородин

Противниками внедрения новой контрольно-кассовой техники выступают налоговые уклонисты

0
1125

Другие новости

24smi.org
Загрузка...
Рамблер/новости