0
1301
Газета Культура Интернет-версия

15.09.2003 00:00:00

Начальник с мягким характером. Да не очень

Тэги: ратманский, театр, габт, большой


ратманский, театр, габт, большой Алексей Ратманский не обещает радикальных перемен, но нововведения будут.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

- Алексей, когда возникла проблема с контрактом Анастасии Волочковой, директор ГАБТа Анатолий Иксанов сказал: вот придет новый худрук балета Ратманский, пусть он и решает, нужна ли театру эта балерина или нет. До нового года Волочкова в театре наверняка останется. Но если в январе она зайдет в ваш кабинет и будет требовать продлить ей контракт, что вы ответите?

- Когда она задаст такой вопрос, я буду более подготовлен к ответу, чем сейчас. Как следует изучу труппу, посмотрю выступления Анастасии. Я не видел ее в классических балетах. Эстрадные номера она умеет делать. Но это другой жанр.

- По каким соображениям вы согласились принять предложение ГАБТа? И еще: в печати высказывалось мнение, что вы человек мягкий, а труппа капризная и норовистая, и вам будет трудно с ней справляться┘

- Взвесил плюсы (возможность ставить в отличной труппе) и что-то позитивное сделать в одном из ведущих театров мира и минусы (переезд, огромный коллектив, много забот, неуверенность в том, нужен ли я театру). Плюсы перевесили. Насчет характера┘ Я не думаю, что у меня такой уж мягкий характер. С другой стороны, история показывает, что не всегда деспоты и тираны добивались наибольших успехов. Моя задача - остаться самим собой, не пыжиться и не надуваться.

- А вы не отвыкли от российской действительности? Ведь вы много лет работали за границей, в Дании, где все делается очень организованно и по минутам┘

- Я вырос здесь, учился и сформировался тоже здесь, так что все знаю и все помню. Неожиданностей не жду. А проблемы бывают в любой самой организованной компании.

- Каково, с вашей точки зрения, творческое состояние балетной труппы театра и в чем она сегодня нуждается?

- Я сейчас смотрю классы, спектакли, думаю. Мои впечатления от работы над "Светлым ручьем" были самые хорошие. Прелесть этой труппы в том, что первая линия кордебалета, а то и вторая потенциально имеет в себе солистов, иногда и ведущих. Это очень высокий уровень, редкая труппа в мире может этим похвастаться. В России совсем другая школа, чем на Западе. И те достоинства, которые наша школа имеет, влекут за собой определенные недостатки. У русских лучше поставлен корпус, они более эмоциональны в танце, но есть проблемы со стопами, с темпами. На Западе танцуют выворотнее, но от этого они ниже прыгают.

- В своих интервью вы возмущались, что ведущие танцовщики и балерины Большого слишком вольно существуют: могут участвовать в подготовке премьеры, могут не участвовать или начнут репетировать, а потом бросят.

- Как постановщика, меня это не могло не задеть. Но как руководитель труппы я буду смотреть на это и с других позиций тоже. Я знаю, так исторически сложилось, что звезды иногда решают сами, танцевать им или нет. Если это происходит по творческим мотивам - понять можно, хотя все равно плохо. Мы все здесь на работе, получаем зарплату. И, наверное, стоит включить соответствующее положение в контракт, чтобы было оговорено участие солиста в премьерах.

- Еще о трудовой дисциплине. На Западе артисты могут утром репетировать один балет, а вечером танцевать другой. У нас в день спектакля ничего не делают, дома отключают телефон и настраиваются на творчество┘

- Если сложилась такая традиция, пусть она остается.

- Одобряете ли вы личные гастроли ведущих танцовщиков?

- Если солист занят, как это часто бывает, два-три раза в месяц в текущем репертуаре, то выступать чаще ему творчески необходимо. И он может уехать в свободное время на собственные гастроли. Если, конечно, у него нет других обязательств перед театром - репетиций нового балета, подстраховок первого состава и т.д.

- Как вы относитесь к практике Парижской оперы, в которой каждый год проводится официальный, при зрителях, конкурс солистов и по его результатам исполнителей могут повысить в ранге, назначить ведущим солистом или звездой? Не стоит ли внедрить такое в Большом?

- Это очень красивая церемония, когда тебя перед зрительным залом назначают звездой театра. Я испытал это в Копенгагене. Надо подумать.

- Перед интервью вы предупредили, что не готовы отвечать на вопрос о планах новых постановок. Но хотя бы намекните, чего ждать?

- Переговоры ведутся, но окончательно ничего не подписано. Не хочу делать неосуществимые авансы. Всякое будет, я надеюсь. Труппа Большого театра лучше всего выглядит в классике, но очень важно для артистов уметь и другое.

- То есть универсальный международный репертуар: один балет Ноймайера, один - Килиана или, к примеру, Локка┘

- Локк - это здорово. Очень бы хотел. Но в период моего трехлетнего контракта я могу сделать ограниченное количество премьер - две-три в год. И надо тщательно выбирать. Могу определить важные для меня направления. Это русская хореография. Давать нашим хореографам возможность ставить, делать на этом акцент. Говорят, что с хореографами у нас кризис, а мне кажется, что его нет. Хотя, может быть, постановки молодых и покажут, что кризис есть. На самом деле много есть хореографов, часть из них живет в России, другие работают на Западе, танцуют и пробуют себя в постановках балетов - Татьяна Баганова, Елена Богданович, Юрий Посохов, Кирилл Симонов, еще Мирошниченко, Симкин, Дмитриевский. Другое дело - кого выбрать.

Мне нравится советская классика до Григоровича - Вайнонен, Лавровский, Захаров, Голейзовский. Что-то из балетов этих мастеров можно попробовать восстановить в Большом. Тем более что, как показал опыт со "Светлым ручьем", такие балеты дают возможность многим танцовщикам проявиться актерски. Что касается современной западной хореографии, то она должна быть трудной, динамичной, провоцирующей исполнителей на преодоление профессиональных трудностей. В этом смысле так называемый "современный танец" не совсем подходит труппе. Артисты балета Большого десять лет обучались стоять на пальцах, прыгать высоко, и это должно быть востребовано.

- В этом сезоне театр намеревается добавить к ранее объявленным премьерам и ваш новый балет┘

- У меня 2 апреля выходит премьера в Дании - "Анна Каренина". Но к лету постараюсь сделать в Большом вечер одноактных балетов, один из которых будет в моей хореографии. Какие это будут названия и хореографы, театр объявит в январе.

- Вы собираетесь приглашать в спектакли ГАБТа иностранных танцовщиков?

- Конечно. Только надо выбрать тех, кто сможет заинтересовать своей интерпретацией, показать пример того, что давно известную партию можно танцевать совершенно по-другому.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
845
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1127
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
889
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
728

Другие новости