0
1245
Газета Культура Печатная версия

30.01.2004

Принцип разумной достаточности

Тэги: ленком, премьера


ленком, премьера Янковский и Чурикова играют великолепно, но ничего нового к своему таланту не добавляют. Сцена из спектакля 'Tout paye, или Всё оплачено'.
Фото Михаила Гутермана

«Комедия чувств», «Любовь по контракту», «Человек, который платит», «Рогоносец» – ошибившись, можно предположить, что речь идет о четырех разных историях, хотя под разными названиями скрывается одна и та же пьеса французского драматурга Ива Жамиака, больше всего известная под названием «Месье Амилькар платит». К уже имеющемуся разнообразию «Ленком» добавил на этой неделе свой вариант: «Tout paye, или Всё оплачено».

Особой оригинальности в этом выборе не найти: пьесы этого драматурга и сценариста ставились в СССР с начала 60-х (кстати, в 63-м Жамиак даже получил приз Каннского фестиваля за лучший сценарий) и по сю пору (в первую очередь «Месье Амилькар┘») идут во многих российских театрах.

В газетной заметке, предваряющей премьеру то ли в Ставрополе, то ли в Ельце, довелось прочесть следующее: «Спектакли по пьесам Птушкиной, Жамиака, Вальехо, с одной стороны, требуют особого мастерства от актеров (их «на крике» не сыграешь), с другой – пользуются особой популярностью у зрителей, заскучавших по настоящим страстям и высоким чувствам». С последним утверждением – про страсти и чувства – хочется согласиться.

Как ныне модно, «Tout paye, или Всё оплачено» – совместная продукция «Ленкома» и продюсерской группы, партнером государственного театра стала американская компания «NWJC». Хотя все другие иностранные участники спектакля прибыли в Москву из Прибалтики: ставил спектакль эстонский режиссер Эльмо Нюганен, художник-постановщик и художник по костюмам – представители Латвии Андрис Фрейберг и Кристина Пастернак соответственно.

Итак, богатый «рогоносец» (по собственному своему определению) месье Амилькар (его играет Олег Янковский, обозначенный в программке еще и как режиссер) нанимает актрису Элеонору (о себе она говорит: «Я глубокая драматическая актриса. Очень глубокая», и играет ее Инна Чурикова), проститутку Виржинию (ее роль исполняла Екатерина Мигицко, в другом составе – Наталья Щукина), художника Машу (Александр Збруев), чтобы те за приличный гонорар разыгрывали любовь и дружбу, чтобы по контракту они на время согласились бы сыграть его жену, дочь и ближайшего старинного друга. А дальше, как и положено, «театральные» чувства прорастают в жизнь. Такой вот пиранделловский сюжет.

В процессе репетиций, сдается, пьеса претерпела сокращения, но главное отличие ленкомовской премьеры от известных интерпретаций этой хорошо известной истории – в том, что здешний Амилькар так и не расплачивается за свою страсть к игре. Пистолет, который он держит в кармане пиджака, остается театральным реквизитом, необходимость в котором отпадает после единственного выстрела в воздух.

Надо, наверное, сказать, что тем, кто давно уже считает себя поклонником Инны Чуриковой, Олега Янковского и Александра Збруева, этот спектакль придется по душе. Они играют все то и так, что и как нравится в этих актерах: смятение мыслей, смятение чувств, игру ума, эффектные изломы настроений. Неповторимый взгляд Янковского, в котором – печаль невозвратности и одновременная ирония над самим собой, знаменитый средневековый изгиб фигуры у Инны Чуриковой и ее переходы от смеха к смеху сквозь слезы и к слезам, которые ее героиня прячет в «остаточном» веселье. К их замечательному трио добавлен выход Маргариты Струновой в роли Мелии, настоящей матери Элеоноры: ее игру не отметить нельзя - короткая сцена сыграна ею просто феерически.

Но если любовь к артистам не исчерпывается желанием увидеть знакомые черты, если вы любите Чурикову, Янковского и Збруева деятельной любовью, полагая, что в каждой новой роли к уже имеющемуся набору приемов они должны добавить нечто новое, то в новом спектакле вам все время будет чего-то недоставать.

В нем нет истории, сюжет разбит на отдельные сцены-фрагменты, подлиннее и покороче, похожие на репризы, мало чем связанные друг с другом. Яркость отдельных реприз не искупает отсутствия связного повествования. В спектакле вроде бы многое собрано из того, чем сильны были всегда в «Ленкоме»: ярко, красиво, актеры, каждый из которых честно играет отведенную ему роль (любопытно еще, что, к примеру, финальный монолог Машу–Збруева о дружбе почти зеркально повторяет-опровергает финальный же гимн ненависти в исполнении Александра Абдулова из недавней захаровской премьеры «Плач палача»). Но┘ Захарова на них нет.

Нюганен, которого оценили за внимание к Чехову и умение передать на сцене чеховскую подробность и непрерывность, не справился с тем, что – краткости и деликатности ради – назовем ленкомовским жанром.

Но в успехе спектакля сомневаться не приходится. Наверняка благополучно сложится и гастрольная судьба нового российско-американского театрального проекта. И если кто-то скажет, что не для этого было потрачено столько сил, спорить не станем: наверное, не только для этого.

Плох критик, не заметивший умиления зала, который опознает «привет из «Мюнхгаузена», когда Элеонора пытается убедить Амилькара в том, что серьезное лицо – еще не признак ума. И не умилившийся вместе со всеми. «Мюнхгаузена» ж, как первую любовь, России сердце не забудет...


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Всё, что есть

Всё, что есть

Григорий Заславский

О спектакле театра "Квартет И"  "...в Бореньке чего-то нет"

0
1990
Ревизор приходит дважды

Ревизор приходит дважды

Елизавета Авдошина

В театре Et Cetera играют "Версию" гоголевской комедии

0
1111
Ядерная зима 2017-го

Ядерная зима 2017-го

Марина Гайкович

Премьера оперы "Снегурочка" прошла в Большом театре

0
3397
Манифестируй это!

Манифестируй это!

Наталия Григорьева

Кейт Бланшетт пересказывает краткое содержание главных программных заявлений XX века

0
1459

Другие новости

Загрузка...
24smi.org
Рамблер/новости