Кульминацией вечера стало появление за роялем Александры Пахмутовой.
Фото Дамира Юсупова/Большой театр
Трудно представить, что жизнерадостному коллективу юных артистов Детского хора, с энтузиазмом появляющихся на сцене в оперных спектаклях Большого театра, исполнилось 100 лет. Хотя в сравнении с историей самого Большого театра, готовящегося в марте следующего года отметить 300-летие, это еще вполне себе юный возраст.
Разумеется, дети выходили на сцену Большого театра всегда (ведь «ангельские» детские голоса изначально заложены в хоровую традицию – и европейскую, и русскую), они участвовали в постановках золотой русской классики XIX века: опер «Борис Годунов», «Снегурочка», «Пиковая дама», балета «Щелкунчик». Но как штатный творческий коллектив Большого театра Детский хор появился в 1925 году. До этого в спектакли театра приглашались певчие из Синодального хора, а после революции – из Хоровой академии.
В самый первый состав хора набрали тогда детей артистов Большого театра. Юные певцы попали прямиком в музыкальную легенду – выходили на сцену вместе с Лемешевым, Козловским, Неждановой, Барсовой, Обуховой, Пироговым. С ними занимались разучиванием репертуара, сцендвижением, актерскими задачами, для них шили костюмы по эскизам художников и их считали полноценными сотрудниками театра. Сегодня, спустя 100 лет, протокол жизни Детского хора в театре не изменился, но значительно добавилась нагрузка, связанная с самостоятельной концертной жизнью хора и расширением его оперного и концертного репертуара. Попасть в этот детский коллектив непросто – надо пройти серьезный отбор. Но счастливчики (а в Детском хоре сегодня поют 55 детей в возрасте от 6 до 18 лет) сразу становятся артистами Большого театра. И это означает, что без всяких скидок на юный возраст они должны освоить весь репертуар, в котором занят Детский хор, учить тексты, причем на нескольких языках, оттачивать свои актерские навыки и реакцию. Но главное, им приходится выработать в себе совсем недетские качества – железную дисциплину и гиперответственность.
«У нас дисциплина очень жесткая, – говорит художественный руководитель Детского хора Юлия Молчанова. – Когда дети выходят на сцену Большого театра, они должны соответствовать уровню взрослых артистов, делать все абсолютно профессионально. И надо понимать, что на сцене, где находятся декорации, машинерия и много всего другого, не до детских шалостей. Как только наши дети выходят на сцену, они взрослые артисты. У них нет права на ошибку, потому что люди приходят в Большой театр, чтобы увидеть высокое качество спектаклей».
Между тем Детский хор Большого театра – этот тот редкий случай, когда детей не тяготят дисциплина и сложности, а по-настоящему увлекает творческий процесс. Как заметила солистка Большого театра Ксения Дудникова: «Мы учимся у них искренности, потому что с годами уходит какая-то непосредственность, происходит затирание ощущений, особенно если это репертуарный спектакль. Но когда смотришь на работу детей, всегда ощущаешь что-то честное, правдивое, настоящее».
Юные артисты и публику заряжают своим энтузиазмом и удовольствием, с которым играют в спектаклях. Многие из них (в том числе и их нынешний руководитель Юлия Молчанова), закончив карьеру в Детском хоре, продолжают профессиональное обучение, а затем возвращаются в Большой или приходят в другие театры, становятся солистами и артистами хора.
Торжество по случаю 100-летия Детского хора в Большом театре отметили на Исторической сцене большим театрализованным концертом в постановке Алексея Франдетти. Режиссер создал современное, лаконичное и элегантное зрелище, где сценографическим центром стала декорация – метафорический образ театра (с галереями, арками, ложами), изнутри которого появлялись артисты, рождались фрагменты разных спектаклей.
В первую часть концерта вошло попурри из русских и европейских опер: сцена с Юродивым (Алексей Татаринцев) из «Бориса Годунова» Мусоргского, сцена в Летнем саду из «Пиковой дамы» Чайковского, Хор птиц и Весна (Ксения Дудникова) из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова, сцена с Ризничим (Николай Казанский) из оперы «Тоска» Пуччини, сцены из опер «Кармен», «Турандот», «Богема» и др. Мастерски сделанная световая партитура, мультимедийные проекции, создававшие эффектные «иллюстрации» действия, мгновенные преображения хора, демонстрировавшего сценическое мастерство, бесшовная смена музыкального материала и отличная координация с оркестром Большого театра (дирижер Антон Гришанин) – все это создало на сцене парадное, яркое шоу, полное артистического драйва и энергии.
Хор в своей праздничной программе представал в самых разных ипостасях. Вслед за оперным сюжетом он в академическом концертном формате выступил с пианистом Александром Гиндиным, исполнив три номера из цикла Сергея Рахманинова «Шесть хоров для женских или детских голосов и фортепиано» (ор. 15): «Слава народу», «Неволя» и «Ангел». А затем на контрастах прозвучала духовная музыка – специально созданная для детского коллектива композитором Кузьмой Боровым редакция написанного им несколько лет назад песнопения Credo (из ординария католической мессы) и бойкая полька Штрауса «Трик-Трак», возвышенная «Ave Maria» Шуберта с сопрано Василисой Бержанской. И в каждом своем номере Детский хор был органичен, естественен, стилистически отточен и обаятелен.
Кульминацией вечера стало появление за роялем Александры Пахмутовой, аккомпанировавшей хору во втором отделении, посвященном советской песне, в собственных, ставших классикой хитах: «Беловежская пуща», «Главное, ребята, сердцем не стареть» и «Надежда», где к Детскому хору вышел Лев Лещенко. Это было то, что называется рукопожатием эпох – неувядающей советской и нового поколения «альфа», – как оказалось, замечательно чувствующего дух и настроение песен далеких для себя времен. Причем песни эти звучали с абсолютно живой, современной интонацией, словно написанные сегодня. Александре Николаевне была устроена отдельная овация, зал буквально обрушил на нее такой шквал любви, что ей приходилось гасить его аккуратными жестами, чтобы продолжить выступление.
С Детским хором в этот вечер выходили на сцену и композитор Игорь Крутой, и звездные солисты Мариинки – Михаил Петренко и Большого театра – Эльчин Азизов, и популярные эстрадные певцы. Звучали хиты не только детского репертуара, но и классика концертной эстрады: «Течет река Волга», «Аллилуйя любви» из рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона» и «Авось» и др. Режиссер выстраивал юных артистов в красивые мизансцены, словно в живые картины, создавал на сцене мини-истории, использовал бутафорию. И во всем этом привлекательном и грандиозном зрелище, промелькнувшем за три с половиной часа незаметно для всех, ощущалась атмосфера юности, современности и бесконечного обаяния талантов, которые не увядают, а расцветают на сцене Большого театра. Что убедительно и показали его дети – уже артисты, вступившие отныне в новый век своей прекрасной и захватывающей истории.