Производство автомобилей продолжает сокращаться на фоне падения спроса. Фото РИА Новости
Экономисты из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в новом обзоре отмечают: в РФ заканчиваются источники роста экономики, что в перспективе потребует от государства поиска новых. Ситуация, по мысли ЦМАКП, осложняется «двумя реальностями» экономики, когда одни отрасли интенсивно растут, а другие – сокращаются.
Исчерпание возможностей для роста осложняется, по мнению ЦМАКП, формированием в экономике РФ «двух реальностей». На часть секторов распространяются меры поддержки, им доступны внешнее финансирование и спрос со стороны государства. В иной реальности живет остальная часть экономики, где возможности для развития фактически заморожены запретительными процентными ставками.
«Исчерпание роста в первой группе при отсутствии ресурсов для развития во второй группе ставят экономику на грань стагнации», – подчеркивают в ЦМАКП.
Экономисты и ранее неоднократно указывали на то, что отрасли, ориентированные на внутренний спрос и выпуск гражданской продукции, все больше подходят к рецессии.
Большинство отраслей, не связанных с оборонно-промышленным комплексом (ОПК), уже балансируют скорее на грани рецессии (долгосрочного падения), следует из других обзоров ЦМАКП. В частности, из 28 промышленных отраслей добывающего и обрабатывающего сектора, по которым Росстат регулярно публикует статистику, по итогам января–мая сокращение выпуска по отношению к тому же периоду прошлого года зафиксировано более чем в половине – в 15 промышленных отраслях (см. «НГ» от 10.07.25).
Глубина падения варьируется: в одних отраслях сокращение пока символическое (около 1% в годовом сопоставлении), в других оно составляет более 10%. Но сам список внушительный – не только добыча некоторых полезных ископаемых, но и производство пищевых продуктов, напитков, одежды, изделий из кожи, мебели, бумаги и бумажных изделий, резиновых и пластмассовых изделий, автотранспортных средств и прицепов и т.д.
Бурный рост демонстрирует производство лекарств, компьютеров, готовых металлических изделий (кроме машин и оборудования), «прочих транспортных средств и оборудования». Или, другими словами, все то, что, по оценкам экономистов, прямо или косвенно можно обосновать нуждами СВО.
И даже по итогам мая, когда средний прирост выпуска в промышленности составил почти 3% по отношению к апрелю, две трети этого прироста было связано с выпуском оборонной продукции, подчеркивали экономисты. Без учета секторов с доминирующим присутствием продукции ОПК индекс выпуска по отношению к тому же периоду прошлого года в мае экономисты оценивают в 98,3%. То есть выпуск гражданской части российской промышленности оказался ниже прошлогоднего на 1,7% (см. «НГ» от 29.06.25).
Собственно, в ЦМАКП говорили о переходе гражданской промышленности к рецессии еще по данным первого квартала. Согласно их расчетам, объем производства гражданской продукции в первом квартале снижался на 0,8% в месяц. А только в марте – на 1,1% к предыдущему месяцу. «В результате уровень выпуска достиг наименьших значений с апреля 2023 года. Относительно соответствующего периода предшествующего года (СППГ) индекс в марте составил: по промышленности в целом – 0,8%, а по производствам без секторов с доминирующим присутствием ОПК – минус 1,6%», – сообщали исследователи (см. «НГ» от 06.05.25).
Особенно показательна в этом плане ситуация в автопроме. Отрасль столкнулась с масштабным падением спроса на фоне недоступности кредитования для населения. Так, только по итогам июня продажи новых авто упали на 29% по сравнению с июнем прошлого года, следовало из данных Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Часть аналитиков при этом ожидала падения рынка на 24% по итогам июня (см. «НГ» от 01.07.25). В целом же по итогам первого года продажи новых автомобилей снизились на 27% в годовом выражении.
Плохие продажи вынудили Комитет автопроизводителей АЕБ скорректировать свой годовой прогноз по продажам автомобилей в РФ. Организация теперь ожидает, что по итогам года на российском рынке реализуют 1,25 млн машин, что на 24% меньше, чем в 2024-м. Ранее ассоциация давала прогноз продаж в 1,4 млн автомобилей, что было на 15% ниже, чем годом ранее.
Непроданные машины продолжают скапливаться на складах. По данным агентства «Автостат», в стране накопилось 470–480 тыс. нераспроданных автомобилей 2023–2024 годов выпуска. Переполненные склады вынуждают автопроизводителей и дилеров предлагать существенные скидки. По оценкам, диапазон дисконтов на новые китайские авто варьируется от 150 тыс. до 1 млн руб. по разным моделям.
Падение спроса сказывается на динамике производства. В мае выпуск легковушек снизился на 18,5% в годовом выражении и почти на 50% – к апрелю 2025-го. Российские власти обещали принять меры, чтобы не допустить падения авторынка на 40% по итогам года. «Мы будем увеличивать скидки по нашим механизмам поддержки спроса, полноценно восстанавливать программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», – рассказывал глава Минпромторга Антон Алиханов. По его словам, в прошлом году за счет различных программ господдержки спроса удалось добиться 35-процентного роста в автопроме (см. «НГ» от 02.07.25).
Продолжает сокращаться спрос и на отечественную сельхозтехнику. Так, продажи сельхозтехники по итогам пяти месяцев сократились почти на 33% в годовом выражении. Причем отгрузки зерноуборочных комбайнов сократились на 61%, тракторов – почти на 40%, следовало из данных ассоциации «Росспецмаш». Основная причина невостребованности – высокая ключевая ставка ЦБ и низкая доходность сельхозотрасли, объясняли аграрии.
Падение спроса вынудило некоторых производителей техники сокращать планы по производству, переводить работников на неполную рабочую неделю или же отправлять сотрудников в отпуска. Выпуск тракторов по итогам мая просел в годовом выражении на 30,5%, плугов – на 26%, сеялок – на 7,2%, следовало из данных Росстата.
Еще по итогам первого квартала экономисты фиксировали переход к снижению в производстве пищевых продуктов, где ранее рост – «медленный, но верный» – наблюдался на протяжении многих лет. По итогам же пяти месяцев этого года производство пищевых продуктов в РФ сократилось на 0,9% в годовом выражении, только по итогам мая – просело почти на 3%.
Причем две реальности отечественной экономики – не единственная проблема. В ЦМАКП считают, что ситуация будет дополнительно усугубляться в связи с дефицитом кадров, замедлением мировой экономики, нестабильностью внешней торговли и возможностью социального напряжения из-за усиливающегося неравенства регионов.
Эксперты согласны с тем, что у российской экономики сегодня как бы две реальности. «Все, что связано с оборонной промышленностью (пусть даже косвенно, по производственной цепочке), хорошо растет, потому что это главное, для этого есть доступные деньги. Остальное находится в режиме ожидания, так как бюджетный импульс, впрыснутый в первую реальность, действительно давит на инфляцию (а санкционные проблемы добавляют давление). А обеспечить адекватное внутреннее предложение, компенсирующее импорт, мы не смогли», – говорит член генерального совета «Деловой России» Олег Николаев.
Российские чиновники по-разному оценивают ситуацию в экономике. Так, по словам главы Минэкономразвития Максима Решетникова, «по ощущениям бизнеса, мы уже на грани перехода в рецессию». Глава Минфина Антон Силуанов подчеркивал, что в России нет рецессии, а есть «плановое охлаждение экономики» из-за инфляции, ускорившейся на фоне «подогревания» определенных отраслей.