0
5918
Газета СНГ Печатная версия

13.07.2025 19:30:00

Афганистан становится для Казахстана одним их важнейших партнеров

По примеру Москвы Астана и Ташкент могут официально признать Исламский Эмират

Тэги: афганистан, исламский эмират, казахстан, экономическое партнерство, трансафганский маршрут


афганистан, исламский эмират, казахстан, экономическое партнерство, трансафганский маршрут Представители Казахстана и Афганистана нацелены на увеличение товарооборота между странами до 3 миллиардов долларов. Фото с сайта www.gov.kz

Казахстан и Узбекистан все более активно переориентируют свою стратегию в отношении Афганистана, трансформируя его восприятие из источника угроз в перспективного экономического партнера. Этот подход направлен на укрепление региональной безопасности через развитие торгово-экономического сотрудничества. Недавний визит вице-премьера, министра иностранных дел Казахстана Мурата Нуртлеу в Кабул завершился рядом ключевых соглашений в торгово-экономической, транспортной, геологической и образовательной сферах. Астана и Кабул поставили амбициозную цель – увеличить товарооборот до 3 млрд долл., следуя примеру Ташкента.

В Центральной Азии позиция Узбекистана по Афганистану стала определяющей и согласованной с подходами России и Китая. Ташкент одним из первых вступил в диалог с пришедшим к власти движением «Талибан» (Верховный суд РФ 17.04.25 приостановил запрет деятельности движения, но оно еще находится в РФ в списке террористических организаций), признав его неотъемлемой частью внутриполитического процесса в Афганистане. Это резко контрастирует с позицией Запада, который наложил на Афганистан санкции и заморозил активы его Центрального банка.

На сегодняшний день Узбекистан демонстрирует наибольшую активность на афганском направлении среди всех соседних и даже более удаленных государств. Руководство Узбекистана, по всей видимости, пришло к глубокому убеждению: прочная стабильность в Афганистане достижима прежде всего через успешное социально-экономическое развитие, которое, в свою очередь, невозможно без значительного внешнего участия и инвестиций. Ташкент уже инвестирует более миллиарда долларов в добычу золота и меди в соседней стране.

Подтверждением этой стратегии стал визит премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Кабул в конце августа 2024 года. По итогам его переговоров с и.о. заместителя премьер-министра по экономическим вопросам Абдулом Гани Барадаром было подписано 35 соглашений на сумму почти 3 млрд долл., из которых 12 были инвестиционными, а остальные – торговыми.

Президент Шавкат Мирзиёев на полях саммита Организации экономического сотрудничества в Ханкенди (Карабах) обсудил с Барадаром актуальные вопросы дальнейшего расширения взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, транспортно-логистической, энергетической сферах.

Визит вице-премьера, министра иностранных дел Казахстана Мурата Нуртлеу в Кабул стал одним из самых значимых событий в дипломатических отношениях между двумя странами, учитывая его высокий ранг. На переговорах с и.о. заместителя премьер-министра Афганистана Абдулом Гани Барадаром казахстанский дипломат подчеркнул, что Астана рассматривает Афганистан как государство, неразрывно связанное с Центральноазиатским регионом исторически и географически. В этом контексте Казахстан выразил намерение и впредь укреплять атмосферу доверия и плодотворного сотрудничества.

Барадар, со своей стороны, отметил огромный потенциал для дальнейшего расширения взаимодействия Кабула с Астаной, которую он назвал «признанным лидером Центрально-Азиатского региона». Он выразил надежду, что реализация совместных инфраструктурных проектов будет способствовать созданию новых рабочих мест в Афганистане.

Глава МИД Казахстана также провел встречу с и.о. министра иностранных дел Афганистана Амиром Ханом Муттаки. Мурат Нуртлеу заявил: «Сегодня Афганистан стал для нас одним из важнейших партнеров, с которым мы активно развиваем торгово-экономическую повестку. Мы нацелены на увеличение товарооборота до 3 млрд долл. – эта задача уже определена и поддержана обеими сторонами. Для достижения этой цели Казахстан готов наращивать поставки сельскохозяйственной продукции, горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и продукции химической промышленности».

Собеседники уделили особое внимание созданию эффективной транспортно-логистической инфраструктуры. Было обсуждено развитие Трансафганского маршрута как ключевого элемента, способствующего устойчивой и взаимовыгодной торговле в регионе. В этом контексте Казахстан подтвердил свое намерение инвестировать в строительство железной дороги Тургунди – Герат.

Казахская сторона также выразила готовность к дальнейшему расширению гуманитарных программ, направленных на повышение продовольственной безопасности и обеспечение доступа к медицинским услугам для населения Афганистана. Отдельное внимание было уделено активизации культурно-гуманитарного взаимодействия, включая расширение социальных инициатив и образовательных возможностей. В связи с этим Казахстан объявил о намерении вдвое увеличить количество квот для афганских студентов в рамках действующих программ поддержки, как сообщили в казахстанском внешнеполитическом ведомстве.

Значительное внимание было уделено вопросам расширения поставок афганской продукции на казахстанский рынок. В последние годы Казахстан импортирует свежие и сушеные фрукты, минеральную воду и безалкогольные напитки афганского производства. Для дальнейшего наращивания объемов торговли было предложено наладить поставки этой продукции в западные регионы Казахстана через пограничный город Тургунди и территорию Туркменистана. Это позволит казахстанским потребителям получать свежую продукцию в межсезонье, а афганским фермерам – выйти на обширный рынок сбыта.

По итогам встречи между Министерством транспорта Казахстана и Министерством общественных работ Афганистана был подписан важный Меморандум об основных принципах строительства и эксплуатации Трансафганской железной дороги, соединяющей Центральную и Южную Азию.

Весьма вероятно, что Казахстан и Узбекистан если не формально признают, то значительно усилят уровень своего взаимодействия с правительством Афганистана, следуя примеру России. Напомним, в начале июля президент Владимир Путин принял решение признать Исламский Эмират Афганистана. Для Астаны и Ташкента формальное признание позволит вывести эти связи на новый, более официальный уровень, заключать более масштабные и долгосрочные контракты, привлекать инвестиции.

«После того как Россия признала действующее правительство Афганистана, я пока не вижу каких-либо серьезных рефлексий на это событие, каких-то контрдействий США и Запада в целом на афганском направлении. Правда, сразу после этого решения Международный уголовный суд вдруг подтвердил ордер на арест лидера движения талибов Хайбатуллу Ахундзада. И почти одновременно с этим в ООН прошла специальная встреча по Афганистану, там западные страны в очередной раз продекларировали, что по вопросам прав человека их позиции остаются, как и прежде, непримиримыми. Возможно, реакция Запада еще впереди, в близком будущем, а может быть, им и не до Афганистана, есть проблемы с Украиной, на Ближнем Востоке», – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

Эксперт отметил, что пока только Пакистан объявил, что не будет торопиться с официальным признанием правительства Афганистана, с которым фактически очень активно работает. «Наверное, в Исламабаде считают, что эта ситуация дает им какие-то возможности давления на Кабул в непростых двусторонних отношениях. Пока остается неясной реакция Запада на российское признание афганского правительства, поэтому многие из стран, которые активно сотрудничают сейчас с Афганистаном – например, Узбекистан и Казахстан, – вряд ли станут делать признательные заявления вслед за Россией, просто опасаясь, что на Западе могут отнестись к этому негативно. Более реальным, мне кажется, может быть признание кабульского правительства со стороны КНР, Ирана, некоторых арабских стран. Хотя я допускаю и вероятность того, что и эти страны просто продолжат работать с Кабулом без каких-либо политических деклараций. Почти уверенно можно говорить о том, что так, например, поступит Туркменистан», – подчеркнул Князев. 


Читайте также


Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Джихад против Китая может начаться при попустительстве "Талибана"

Андрей Серенко

Убийства граждан КНР ставят под сомнение эффективность афганской стратегии Пекина

0
1454
Киев испытывает нефтяные цены на прочность

Киев испытывает нефтяные цены на прочность

Ольга Соловьева

Морские дроны нанесли ущерб Казахстану и американским компаниям

0
1980
Исламабад хочет втянуть Дели в свой спор с Кабулом

Исламабад хочет втянуть Дели в свой спор с Кабулом

Владимир Скосырев

Экстремисты наносят удары по военным в Пакистане

0
1738
России и республикам Центральной Азии угрожают "бродячие джихадисты"

России и республикам Центральной Азии угрожают "бродячие джихадисты"

Андрей Серенко

В 2025 году 9 тысяч радикальных исламистов перебрались из Сирии в Афганистан в поисках новых спонсоров и задач

0
2177

Другие новости