Таджики работают в Москве в различных сферах, в частности, в строительстве.
Фото агенства «Москва»
Таджикистан ежегодно сообщает об успехах – прогноз темпа роста ВВП в 2025 году составляет 8,4%. Известно также, что ВВП Таджикистана в 2024 году достиг 14,155 млрд долл. Денежные переводы трудовых мигрантов превысили вместе взятые иностранные инвестиции и официальную помощь, и среди развивающихся стран Таджикистан в 2024 году в лидерах. Доля денежных переводов мигрантов в ВВП страны достигла 45%, и простой расчет показывает: их вклад в экономику равен 6,4 млрд долл. Эксперт по трудовой миграции Анастасия Фаизова подчеркивает: объем денежных переводов мигрантов в Таджикистан делает республику одной из наиболее зависимых от денежных переводов стран в мире (см. «НГ» от 07.02.24). Назвать трудовых мигрантов главным инвестором и поставить им памятник – это внутреннее дело Таджикистана, и инвестировать в страну может кто угодно. Но непонятно, посчитан ли прогноз роста экономики от всего объема ВВП или цифра роста 8,4% из отчета Евразийского банка развития (ЕАБР) показана без учета денежных переводов? Ответа на это нет, хотя деньги мигрантов тоже работают на экономику – на них живут семьи и малый бизнес, с них платятся налоги (см. «НГ» от 26.03.24). Судя отчету ЕАБР, цифры в нем оценочные, как «пошлины 500%» у Трампа, – они «могут быть, а могут и не быть». Кроме того, отчет опубликован на английском языке и адресован, видимо, англоязычным инвесторам.
Но дело даже не в этом. Учитывая высокую долю денежных переводов в ВВП и ряд других показателей, можно утверждать, что эта стабильность сохранится на десятилетия. К мигрантам уже привыкли, потребность в рабочих высока. Кроме того, мигранты стали одним из основных факторов, обеспечивающих России контроль над регионом. Для России и Центральной Азии с ее приростом населения мигранты выгодны, несмотря на жесткий контроль над ними.
После трагедии в «Крокусе» отношение к мигрантам ухудшилось, особенно к таджикским. Это привело таджикскую власть в состояние паники, так как депортация массы рабочих могла привести к социальному взрыву в стране, входящей в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Естественно, хаос в Душанбе в 2024 году был не нужен России. Автору известно, что снижением взаимной неприязни населения занималась вся вертикаль власти в двух странах. Члены Общественного совета при посольстве Таджикистана в России даже обращались за помощью к журналистам. Такого еще не было, и погасить назревающий конфликт получилось путем личных контактов президентов.
Тем не менее за время после «Крокуса» в России труд мигрантов ограничивают в строительстве, торговле, здравоохранении, в такси и в других отраслях. Число силовиков, следящих за передвижениями гастарбайтеров, конечно, вырастет, и это, возможно, повысит безопасность.
Что касается обучения детей мигрантов, в России принято решение о запрете приема в классы детей, слабо владеющих русским языком.
В Московской области принято постановление об установлении в 2025 году запрета на привлечение иностранных граждан к работе на основании патентов (граждане Узбекистана, Таджикистана, Молдовы, Азербайджана и Грузии) в отдельных видах деятельности. Запрет касается розничной торговли алкоголем, пивом и табачными изделиями в специализированных магазинах, приготовления и/или продажи пищи и мороженого с транспортных средств или передвижных лавок, вагончиков, рыночных киосков и торговых палаток и в ряде других сфер деятельности.
Стоит заметить, что статья 3 Трудового кодекса России (ТК) запрещает дискриминацию в сфере труда и четко говорит о том, что «каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав». И что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от языка, происхождения и многих других отличий, не связанных с деловыми качествами работника. Вместе с тем в ТК закреплено, что установление различий, исключений, предпочтений и ограничение некоторых прав допустимо в целях обеспечения национальной безопасности и поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, не является дискриминацией.
В отношении мигрантов в ТК России действует глава 50.1, устанавливающая особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами. Ограничения призваны содействовать в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации.
Прирост населения в Центральной Азии – это одновременно и возможности, и угрозы власти. Лучший путь приема мигрантов – их добровольная адаптация, без подавления национальных черт. Но в России скорее всего это не получится. В ряде регионов России число мигрантов превышает коренное население, сложились этнические анклавы и ОПГ. Критическая численность мигрантов названа экспертами, но государственная статистика об этом молчит.