0
1309
Газета КАРТ-БЛАНШ Печатная версия

10.07.2025 17:57:00

Возвращение "пакта четырех"

В Европе меняется система альянсов

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доктор политических наук, профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: европа, система альянсов, противоречия, макрон, визит, великобритания, ланкастерский пакт, польша, германия, союзные договора, пакт четырех


европа, система альянсов, противоречия, макрон, визит, великобритания, ланкастерский пакт, польша, германия, союзные договора, пакт четырех Фото Reuters

Французский президент Эмманюэль Макрон 8–9 июля совершил официальный визит в Великобританию. В его ходе лидер Франции встретился с королем Карлом III, премьером Киром Стармером и выступил в британском парламенте. На первый взгляд визит Макрона выглядит как демонстрация франко-британского единства – «новой Антанты», как его давно окрестили в СМИ. Помимо подтверждения двустороннего военно-политического союза, лидеры Великобритании и Франции показывают свою способность организовать «коалицию желающих» для Украины. Однако совсем скоро франко-британский тандем может подвергнуться серьезному испытанию, и Макрон, видимо, хочет сыграть на опережение.

Между Великобританией и Францией существует двусторонний союзный договор – «Ланкастерский пакт». Он был подписан в лондонском Ланкастер-холле 2 ноября 2010 года с явным намеком на династию Ланкастеров, пытавшуюся в XV веке создать объединенное Англо-Французское королевство. Он предусматривает привилегированное военно-политическое партнерство двух стран сроком на 50 лет, а также их взаимодействие в области военного использования атомной энергии. Последнее сразу реанимировало старый проект создания для европейских стран НАТО франко-британских ядерных гарантий – то ли вопреки, то ли в дополнение к американским.

Этот пакт дополнял заключенный в 2017 году договор между Великобританией и Польшей о сотрудничестве в сфере безопасности и обороны. По его условиям стороны обязались проводить совместные учения, маневры, обмениваться информацией, налаживать сотрудничество по линии оборонных предприятий. На его основе в 2023 году между обеими странами было подписано «Соглашение о партнерстве 2030». Возникал военный треугольник Париж–Лондон–Варшава, удивительно напоминавший расклад сил в Европе накануне Второй мировой войны.

Теперь ситуация меняется. 17 июля ожидается подписание военного соглашения между Великобританией и Германией. Его содержание пока остается неясным, несмотря на общие заявления о совместной обороне. Но главное не конкретные условия, а сам факт подписания этого соглашения. Здесь выясняется интересный момент: у Франции и Германии нет двустороннего военного союза. Сколько бы в СМИ ни говорили о франко-германском ядре Евросоюза, формально привилегированный партнер Парижа – Лондон, а не Берлин.

Возникает новая ситуация, когда у Великобритании будут параллельно три союзных договора – с Францией, Германией и Польшей. По сути, мы имеем дело с возрождением на новом витке развития «пакта четырех». Его проект, разработанный в 1933 году, предполагал заключение политического альянса между Великобританией, Францией, Германией и Италией. Он предусматривал пересмотр военных статей Версальского договора (то есть перевооружение Германии) при сохранении статей политических (сохранение границ в Европе). С поправкой на сегодняшний день он означает окончательную отмену военных ограничений, наложенных на Германию Московским договором 1990 года, включая установленные им лимиты Бундесвера.

Уместно вспомнить и другую аналогию. Великобритания не сильно протестовала против односторонней отмены Германией военных статей Версальского договора. Напротив, летом 1935 года стороны достигли Соглашения Хора–Риббентропа, дающего Германии право довооружиться на море: иметь военный надводный флот 1/3 и подводный 45% тоннажа от британского. Вполне возможно, что подобный сценарий повторится теперь: британо-германские военные соглашения откроют в кабинете Фридриха Мерца дорогу к отказу от лимитов на Бундесвер 1990 года.

Однако такое развитие событий возрождает старые противоречия в Восточной Европе. Перевооружение Германии и ее превращение в мощную военную силу всегда воспринималось с тревогой в странах Восточной Европы, особенно в Польше. Одно дело – помощь США и Великобритании против России, другое дело – иметь на своих границах сильную Германию. Тем более что по итогам Второй мировой войны к Польше присоединили четыре немецкие провинции – Силезию, Предпомеранию, Познань и большую часть Восточной Пруссии. Польская элита видит в НАТО не только альянс против России, но и гарантию от возрождения Германии. Показательно, что именно позиция Польши, угрожавшей пересмотреть отношения с Францией, сорвала «пакт четырех» 1933 года.

В Париже также не все готовы дополнить франко-британский тандем усилившийся Германией. Во Франции (как и в Польше) всегда болезненно относились к возрождению сильной Германии. В Париже многим также не нравится, что Великобритания (ключевой партнер) будет иметь примерно одинаковый пакет соглашений как с Францией, так и с Германией. Возможность маневра для Лондона резко возрастает, а для Парижа резко снижается. Поэтому визит Макрона в Лондон, видимо, был попыткой подтвердить привилегированный характер Ланкастерского пакта накануне предстоящих британо-германских соглашений.

История «пакта четырех» дает нам и другой важный урок. Англо-германские переговоры и соглашения позволили Берлину отменить в 1935 году военные статьи Версальского договора. Но как бы Германия ни акцентировала внимание на своей роли «защитника Европы от коммунизма», всего через год-два ситуация вернулась в естественное русло. Франция и Великобритания официально возобновили Антанту в 1936 году, а Франция заключила договор о взаимопомощи с СССР в дополнение к старым антигерманским соглашениям с Польшей и Чехословакией. Вполне возможно, что нечто подобное произойдет и в этот раз. Пока кабинет Мерца говорит о перевооружении Германии в интересах всей Европы. Но сильная Германия, имеющая двусторонние военные соглашения с Великобританией, вполне способна изменить всю европейскую систему. 

 


Читайте также


Доверие США и Израиля друг к другу разбивается об Иран

Доверие США и Израиля друг к другу разбивается об Иран

Игорь Субботин

Нетаньяху и Трамп не сошлись в подходах к Тегерану

0
1810
Глава Еврокомиссии отразила правую атаку

Глава Еврокомиссии отразила правую атаку

Геннадий Петров

Попытка отправить Урсулу фон дер Ляйен в отставку окончилась неудачей, но претензии к ней остались

0
1356
Киргизия поможет Таджикистану выйти на рынок ЕАЭС

Киргизия поможет Таджикистану выйти на рынок ЕАЭС

Виктория Панфилова

Жапаров предложил Рахмону экономическое сотрудничество

0
1627
В Монголии Япония сыграла картой императора

В Монголии Япония сыграла картой императора

Владимир Скосырев

Токио обещает Улан-Батору экономическую помощь

0
2791

Другие новости