Фото Reuters
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) провел опрос, посвященный отношению россиян к недавней войне между Ираном и Израилем. Примечательно, что о конфликте знают лишь 35% опрошенных, 17% впервые услышали о нем от сотрудников ФОМ, а 47% лишь «что-то слышали». Последняя категория довольно интересна. Эти люди не погружены в тему, но отвечали и на следующие вопросы социологов. Высока вероятность, что респонденты из этой категории передают смыслы, схваченные на поверхности новостного, информационного нарратива.
Самый популярный ответ на вопрос о причинах конфликта (если не считать ожидаемых 34% «затруднившихся ответить») звучит так: «Это война за территории и ресурсы». Его дали 10% респондентов из числа тех, кто знает или что-то слышал о самой войне. Это нейтральный ответ, не отражающий предпочтений, симпатий. 9% опрошенных предложили версию «Израиль, США хотят не допустить создания Ираном ядерного оружия». Этот ответ ближе всего к произраильскому нарративу. Антиизраильский и антиамериканский нарративы распределились на несколько ответов: «США вмешиваются в этот конфликт, поддерживая Израиль» (7%), «Израиль проводит агрессивную политику в регионе, считая, что может нападать на соседние страны» (4%), «Это борьба за власть, Израиль и США хотят передела сфер влияния» (3%), «США воюют с Ираном при помощи Израиля» (2%), «Иран мешает Израилю и США, в нем видят угрозу» (2%).
Сложно сказать, насколько накладываются друг на друга круг «кое-что слышавших» о конфликте и круг воспроизводящих проиранскую версию конфликта. Так или иначе, этот нарратив можно назвать распространенным, довольно влиятельным. 29% опрошенных ФОМ сказали, что были на стороне Ирана в этом конфликте, лишь 2% – что поддерживали Израиль. 44% не поддерживали никого. Преимущество проирански настроенной публики очевидно.
Стоит отметить, что ФОМ в прошлом неоднократно задавал гражданам вопрос по поводу иранской ядерной программы. Последний раз до этого лета, впрочем, в феврале 2012 года. И тогда, и в нулевые в мирный характер этой программы верили от 17 до 23% респондентов. В 2009 году 53% полагали, что Иран создает ядерное оружие. Не хватает исследований за последние 13 лет, чтобы отследить динамику. Вероятно, ФОМ это не казалось актуальным. Когда вопрос пришлось повторить в связи с войной лета 2025 года, выяснилось, что 27% считают ядерную программу Ирана мирной и столько же – нет. Показатели вдруг выровнялись. Ничего такого в прошлом не наблюдалось.
Это, по всей видимости, случилось под влиянием событий последнего месяца. Если многие считают Иран жертвой, то могут верить и в его официальные декларации, здесь вероятна именно такая логическая последовательность. При этом Иран всегда заявлял, что не создает ядерное оружие, что его программа носит исключительно мирный характер. И получается, что опрошенные социологами россияне тогда Тегерану не верили. Да и сейчас поверили далеко не все. При привычно высокой доле «затрудняющихся ответить» 27% – это высокий показатель.
Исследованию ФОМ, пожалуй, не хватило еще одного, быть может, провокативного вопроса. Не считают ли россияне, что Иран вправе обладать ядерным оружием? 24% полагают, что после июньского конфликта Тегеран займется исключительно мирным атомом. 29% думают, что он будет создавать ядерное оружие. Но из этих ответов нельзя автоматически заключить, что респонденты отказывают Ирану в праве вооружиться и защититься, пусть и такими методами. Многие россияне все годы могли полагать, что Тегеран скрывает правду. И при этом – оправдывать его, потому что «он мешает планам Израиля и США», потому что он «союзник России» или еще по какой-то причине.