Глава МИД Ирана Аббас Арагчи заявил, что его страна имеет право на мирные ядерные технологии, включая обогащение урана. Фото Reuters
Правительство Израиля во главе с Биньямином Нетаньяху, вероятно, санкционирует повторную операцию против Ирана в следующем году. Такими данными располагают европейские официальные лица. По их словам, спусковым крючком может стать утвердившаяся в Тегеране позиция «ни войны, ни мира» в отношении ядерной проблемы. Иран продолжает настаивать на своем праве обогащать уран в мирных целях. Особенно сейчас, после того как саудовский кронпринц Мухаммед бин Сальман добился во время визита в США сделки о помощи в развитии мирного атома.
О том, что Израиль готов возобновить боевые действия против Ирана, европейские источники заявили американскому изданию «Аль-Монитор». По их словам, конфликт, вероятно, произойдет в 2026 году – даже если администрация президента США Дональда Трампа не даст согласия.
Операция Израиля скорее всего будет короткой и интенсивной, но в конечном счете не имеющей реальных стратегических последствий, предполагают собеседники «Аль-Монитор». «Иран, очевидно, ответит запуском ракет, возможно, поразив здания, как он сделал в прошлый раз, – рассудил европейский источник. – Реальный сдвиг в балансе сил произошел в июне (когда произошла 12-дневная война. – «НГ»). Новый раунд не изменит его».
Поводом для ударов может стать текущая позиция Ирана по своей ядерной проблеме. Она сводится к формуле «ни войны, ни мира». По оценкам Института исследований национальной безопасности Тель-Авивского университета (INSS), нынешний статус-кво, когда Тегеран полностью сосредоточен на восстановлении своих систем ПВО, наращивании ракетного потенциала и укреплении ядерных объектов для защиты от будущих атак, может сохраняться в течение шести месяцев или даже года. Даже несмотря на то что национальная экономика страдает от режима санкций, а ядерная промышленность в условиях углубляющегося водного дефицита на практике лишена возможности масштабно обогащать уран.
Фактором, который может повлиять на решение об операции, могут стать и текущие подходы администрации Трампа. В обновленной Стратегии национальной безопасности США, обнародованной недавно Белым домом, говорится, что США больше не считают Ближний Восток доминирующим фактором, определяющим контуры американской внешней политики. Согласно представленным в документе оценкам, за последний год уровень напряженности на региональном уровне значительно снизился благодаря дипломатическим инициативам Трампа, прежде всего по ситуации в секторе Газа. Кроме того, в Белом доме всерьез полагают, что из-за вмешательства США в 12-дневную войну влияние Ирана на Ближнем Востоке безвозвратно ослабло.
В последние месяцы Иран посылает двоякие сигналы о готовности к переговорам с США. С одной стороны, президент Масуд Пезешкиан попросил Саудовскую Аравию о посредничестве в организации такого диалога. С другой – Тегеран не смягчил своих позиций. В недавнем интервью агентству Kyodo глава МИД Ирана Аббас Арагчи заявил, что его страна имеет право на мирные ядерные технологии, включая обогащение урана. «Если США изменят свой подход и будут готовы к честным и взаимовыгодным переговорам, мы тоже готовы. Но переговоры – это не то же самое, что диктат. Пока мы не уверены, что есть готовность к настоящим, серьезным переговорам», – заметил шеф иранской дипломатии. По его словам, для укрепления доверия США должны снять санкции.
Вероятно, на позицию Ирана по ядерной проблеме повлияли и итоги состоявшегося недавно исторического визита в Вашингтон саудовского кронпринца Мухаммеда. С Дональдом Трампом наследник саудовского престола договорился о получении американской помощи в развитии мирной ядерной программы на территории королевства. Расширение таких возможностей у соседа по региону дает Тегерану повод настаивать на сохранении за собой права обогащать уран – хотя бы на умеренных уровнях. Напомним, что до начала 12-дневной войны в июне иранская сторона совершенствовала ядерный материал в том числе на уровне в 60%. Это достаточно большой показатель для страны, которая декларирует гражданский характер своей ядерной программы.
Еврейское государство сейчас внимательно наблюдает за всем, что происходит у регионального противника. На днях бывший командующий израильских ВВС Эйтан Бен-Элияху заметил, что Иран извлек важные уроки из израильских ударов в июне этого года, включая необходимость увеличения количества и точности ракетного арсенала, передислокацию пусковых установок в глубину страны – на восток и юг, важность рассредоточения сил и усиление фактора внезапности. Несмотря на все понесенные по итогам 12-дневной войны потери, Тегеран уже работает над устранением уязвимостей, обратил внимание Бен-Элияху. В связи с этим, заметил бывший военачальник, Израиль должен делать ставку на завершение своей «работы» в Иране.
«Возможно, слабая сторона наших ударов (в ходе 12-дневной войны. – «НГ») заключалась в том, что мы не уничтожили ядерную программу, а лишь отсрочили ее на много лет, – заявил Бен-Элияху, говоря об Иране. – Либо мы должны решиться на тотальную войну с Ираном, включая наземное вторжение, включая длительное ведение войны со всеми ограничениями обороны и ущербом для его тыла, ухудшение ситуации на всех фронтах, либо мы выбираем экономическое давление, одновременно пытаясь вернуться к переговорам». Сейчас у правительства Нетаньяху есть только эти два реалистичных сценария, резюмировал бывший командующий ВВС.





