Популярность канцлера Германии Фридриха Мерца, которая выросла в июне на фоне якобы эффективной внешней политики, снова упала. Фото Reuters
На голосовании в Бундестаге предложенные Консервативным блоком Христианско-демократического и Христианско-социального союзов ХДС/ХСС и Социал-демократической партией Германии (СДПГ) кандидатуры трех новых судей Конституционного суда не получили необходимого большинства. Журнал Focus оценивает этот факт как ослабление позиций правительства и лично канцлера Фридриха Мерца. Другие СМИ называет это «первым серьезным кризисом» правящей в Германии черно-красной коалиции.
Существующий с 1951 года в ФРГ Конституционный суд осуществляет важнейшую функцию соблюдения Основного закона. В его составе 16 судей, избирающихся на 12 лет. С 2015 года они избираются тайным голосованием в Бундестаге большинством в две трети голосов по представлению политических партий.
В минувшую пятницу все три кандидата, предложенные СДПГ и получившие предварительное одобрение со стороны фракций ХДС/ХСС и «Зеленых» не собрали необходимых двух третей голосов. И это несмотря на то, что кандидаты в конституционные судьи активно обсуждались в СМИ и было известно, что это лица леволиберальной ориентации. Особые протесты у наиболее консервативной части населения вызывала позиция кандидатов по досрочному прерыванию беременности у женщин. Протесты даже выливались в демонстрации. Предполагается, что против кандидатов могли проголосовать несколько десятков депутатов от ХДС и ХСС.
Вину за случившееся возлагают на главу фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Йенса Шпана. Он должен был настроить депутатов на правильный курс и объяснить им значение голосования. Отмечается, что у Шпана это второй прокол как у руководителя фракции. Первый случился на выборах Мерца в канцлеры, когда он получил необходимое большинство только во втором туре.
Журнал Stern раскрывает подоплеку истории с провалом голосования по кандидатурам трех конституционных судей следующим образом. Все началось год тому назад, когда христианские демократы предложили на место выбывшего тогда конституционного судьи кандидата, известного своими резко консервативными взглядами. Но против выступили и социал-демократы, и «Зеленые». Поскольку в ХДС существовал и существует запрет на сотрудничество с «Альтернативой для Германии» (АдГ) и Левой партией, то эту кандидатуру христианские демократы сняли.
В начале 2025 года подошла необходимость замены еще двух судей Конституционного суда, мандат которых истекал. Тогда ХДС предложил на ранее освободившийся пост менее консервативного судью, а СДПГ получила возможность за согласие на эту кандидатуру выдвинуть двух кандидатов в судьи. Все кандидатуры были согласованы с «Зелеными» и должны были идти в одном пакете. Но против леволиберальных кандидатов в судьи пропагандистскую кампанию начали правые популисты, которых поддержали консервативные католические круги и некоторые, как пишет журнал, узко консервативные группировки. В результате голосование провалилось, что случилось впервые за всю историю ФРГ.
Необходимую работу по противостоянию пропагандистам АдГ и консолидации собственных рядов как глава фракции должен был проводить Шпан. Но он этого не сделал. Предполагается, что Шпан находился под давлением обстоятельств: ему надо было думать о спасении своей репутации от обвинений в мошенничестве в период COVID-19, когда он, будучи министром здравоохранения, самостоятельно принял решение о закупке огромного числа масок по завышенной цене у сомнительной фирмы без проведения конкурса. Он утверждал, что тогда времени на конкурсы не было. Примечательно, что расследование против него начато по инициативе «Зеленых».
Для самого Мерца провал избрания судей означает прежде всего неэффективность его руководства как собственной партией, так и страной. И это отражается на его личных рейтингах. По последним опросам, его работу на посту канцлера не одобряют 60% избирателей, а одобряют только 35%.
Еще хуже ситуация в СДПГ. Видимо, назначение леволиберальных судей преследовало попытку запрета АдГ, как это было зафиксировано в резолюции последнего съезда СДПГ. Но она провалилась, что отразилось и на рейтинге партии, который опустился до 13%.
Все это дало основание обозревателю Ульриху Райтцу из журнала Focus сделать вывод о «первом звонке» по поводу проблем черно-красной коалиции после 70 дней ее существования.