0
983
Газета Культура Печатная версия

24.10.2005

Приношение Чайковскому

Марина Гайкович
Зав. отделом культуры "Независимой газеты"

Об авторе: Марина Гайкович - музыкальный критик.

Тэги: ашкенази, плетнев, рно

Российскому национальному оркестру – 15. В связи с этой вполне круглой и весьма солидной датой оркестр листает страницы своей истории, точнее, возвращается в самое ее начало: в рамках «Осеннего абонемента», который РНО проводит совместно с Московской филармонией, прошел один из юбилейных концертов коллектива.

ашкенази, плетнев, рно Владимир Ашкенази остался доволен игрой сына, хотя понимания здесь не встретил.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В его программу Михаил Плетнев включил сочинения, с которыми осенью 1990-го перед заинтригованной общественностью предстал новый оркестр, – Первую симфонию Брамса – плод долгих исканий (слишком ответственно относился композитор к любимому жанру венских классиков и свой первый опус написал к тридцати четырем годам) и симфонию «Манфред» Чайковского.

По причине хорошей зарплаты текучка в оркестре минимальна, а если новые люди и появляются, то исключительно профессионалы самого высокого класса. Думается, это первопричина того, что Российский национальный на сегодняшний день представляет собой коллектив фантастической сыгранности, что, в свою очередь, обеспечивает довольно высокое качество исполнения. Это, конечно, не значит, что дифирамбическая ода ею и останется: вернемся к Брамсу и Чайковскому «пятнадцать лет спустя». Впечатление от услышанных произведений осталось далеко не равнозначным, в чем видится вина дирижера. Если в плетневской программе есть Чайковский, неважно, что рядом – все равно будет хуже. «Манфред» был настолько хорош, что Брамс на его фоне выглядел просто жалким слепком: ни крупных мазков, ни широты брамсовского дыхания, ни одного приличного форте, наконец. Все на полутонах: здесь немного мысль не довели, там чуть-чуть не дослушали, потом не смогли в мгновение ока переключиться с патетики на лирику. Все эти недостатки, в первом отделении показавшиеся не такими значительными, после второго стали непростительными.

Выступление Владимира и Дмитрия Ашкенази открыло новую концертную серию «Отцы и дети», в рамках которой публика услышит и увидит представителей выдающихся артистических династий в различных областях искусства.

Яблоко от яблони падает недалеко – это факт, но в противовес народной мудрости есть и другая – о природе, которая на детях отдыхает. Поэтому идея свести вместе поколение старшее и младшее сколь привлекательна, столь и рискованна. Например, благодаря первому концерту серии мы узнали кое-что интересное из несоветского периода жизни Владимира Ашкенази. Известно, что он женился на исландской пианистке Торунн Джоаннсдоттир и уехали они из Страны Советов с маленьким сыном на руках. После этого супруга пианиста, оказывается, родила ему еще одного мальчика и трех девочек, и оба сына профессионально занимаются музыкой: Владимир играет на фортепиано, а Дмитрий на кларнете. В Москве мы имели честь видеть и слышать последнего. И еще раз убедиться в справедливости той поговорки, что «про природу». Дмитрий – кларнетист весьма посредственный, хотя не лишенный музыкальности, старательности, а также прекрасного инструмента фирмы Yamaha. Не хватает ему не только школы, но и серьезного проникновения и погружения в музыку. Происходящее на сцене чем-то напоминало музицирование в семейной гостиной. Младший Ашкенази реагировал на каждый кашель и скрип в зале, позволял себе переговариваться в перерывах между частями произведения с отцом. Подобного поведения старший Ашкенази, наверное, любому другому партнеру не простил бы. Но тут другое дело – сын. Отеческая любовь и гордость сквозили в каждом его жесте. Весь концерт вывез на своих плечах папа, и слушатели еще раз убедились, что старую московскую школу «не задушишь, не убьешь». Трепетная лирика романсов Шумана, созерцательное интимное пиано в сонатах Сен-Санса и Пуленка близки Дмитрию Ашкенази, но не удалась ему устрашающая мистика пьес Берга, гротеск Танцевальных прелюдий Лютославского и легкая скерцозность в сонате Пуленка.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Триллионы на третью мировую

Триллионы на третью мировую

Владимир Иванов

Америка начинает ядерный галоп

0
4063
Папа Римский, киевская ЧК и разговоры с неизвестными

Папа Римский, киевская ЧК и разговоры с неизвестными

Виктор Леонидов

Судьба историка Николай Бубнов, исследователя прообраза Фауста, чернокнижника Герберта Аврилакского

0
1130
Американские военные не откажутся  от ядерного оружия

Американские военные не откажутся от ядерного оружия

Маркелл Бойцов

Сдерживание устрашением остается главным принципом политики США

1
2891
Президента США хотят отодвинуть от ядерной кнопки на безопасное расстояние

Президента США хотят отодвинуть от ядерной кнопки на безопасное расстояние

Владимир Иванов

Американские сенаторы обсудили единоличное право Главковерха на санкционирование третьей мировой

1
1149

Другие новости

Загрузка...
24smi.org