0
1107
Газета Культура Интернет-версия

20.12.2005 00:00:00

Время «ноль»

Марина Борисова

Об авторе: Марина Борисова - музыкальный критик.

Тэги: черняков, борис годунов, берлин


черняков, борис годунов, берлин Дмитрия Чернякова на Западе уже не считают театральным радикалом.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

В берлинской Штаатсопер до конца декабря проходит премьерный блок «Бориса Годунова» Мусоргского. За музыку отвечает музыкальный руководитель театра Даниэль Баренбойм, за сцену – Дмитрий Черняков. Для постановки выбрана первая редакция оперы.

«Борис Годунов» – одна из самых важных русских опер, ставшая театральной легендой благодаря басу Федору Шаляпину (дебют в роли в 1908-м) и витриной советского режима благодаря постановке Баратова–Федоровского в Большом театре (1948). Церковные соборы во всю сцену и исторические костюмы, помноженные на величие мизансцен и пафосный вокал, – все это на долгие годы превратило «Бориса» в гламурное, идеологически выдержанное зрелище, не имеющее отношения к сути музыкальной трагедии по драме Пушкина. Тот «Борис» был чрезвычайно далек и от своего первоначального вида – растрепанного и новаторского создания, которое композитор принес для постановки в Мариинский театр, чтобы получить там отказ. Далее следовала череда редакций, в результате которых «Борис» обрел свой канонический вид, превратившись в большую оперу с эффектной польской сценой у фонтана и крестьянской смутой в финале в пышно сервированной оркестровке Римского-Корсакова (1896 г.).

В Штаатсопер взяли первый авторский вариант 1869 года: семь картин, идущих 2 часа 20 минут. За это время в режиме нон-стоп (спектакль идет без антракта) главный герой оперы царь Борис проходит всю дистанцию власти – от выборов и коронации до деградации и смерти. Место и время действия – улица современной Москвы.

Последнее обстоятельство – единственный демонстративно новый ход постановки. Режиссер и сценограф Дмитрий Черняков, за которым закрепился имидж театрального радикала, в своем европейском дебюте таковым не выглядит. Поскольку современный облик его спектакля находится уже не в российском, а в европейском контексте, обсуждать факт смены костюма (не XVII век, а XXI) как-то неприлично – все-таки на Западе театр почитают не музеем, а живым искусством, где играют современные люди. Так вот: постановщик не переворачивает представление о произведении, меняя суть образов и соотношение сил, он просто вглядывается в него пристально и серьезно. Такой взгляд позволяет увидеть то, что обычно скрыто за непроницаемым глянцево-историческим фасадом канонического «Бориса».

Вместо монолитного народа есть современная уличная толпа, где все сами по себе. Она выглядит непарадно и естественно, как перед скрытой камерой. На пятачке, зажатом между зданиями разных политических эпох, раскручивается иррациональный механизм по производству выборов президента: функционеры, охрана, СМИ и прочий официоз, создающий атмосферу отчуждения. Не только народа и власти, но и человека от его внутреннего голоса: свой знаменитый коронационный монолог «Скорбит душа» Борис читает по бумаге как послание в эфир, сидя за массивным президентским столом перед прожекторами.

Борис в превосходном исполнении баса Рене Папе даже отдаленно не похож на ту раззолоченную фигуру, которую Александр Головин изобразил на своем знаменитом портрете Шаляпина в царской роли. Человек в неброском официальном костюме с галстуком начисто лишен героизма. Он всего лишь временный персонаж в этом человеческом потоке на паперти перед телеграфом на Тверской. О скоротечности времени напоминает электронное табло, показывающее дату каждой из семи картин. Эти крупные электронные цифры и есть главный символ спектакля, сделанного в жанре исторической хроники, чьей негромкой, беспафосной интонации чрезвычайно соответствует оркестр под управлением Даниэля Баренбойма. То, что действие здесь демонстративно вынесено в будущее (отсчет времени начинается с 2012 года), означает, скорее, не футуристический прогноз, а нежелание явно соотносить спектакль с реальным временем России.

Под этим электронным табло проходит вся короткая царская жизнь человека, лишенного не только любви народа, но и внутренней жизни, дома и семьи: его дети – не люди, а символы vip-класса – Ксения (Сильвия Шварц) в умопомрачительном золотом платье, Федор (Раймондс Гравелис) в белом спортивном костюме и бейсболке. У Бориса нет пристанища и среды, его окружают ускользающие тени, временщики: неприятный, суетливый Григорий (Буркхард Фритц) – человек, который не снимает куртки и все делает на ходу; Пимен (Александр Виноградов) – неопрятный типчик в очках и подтяжках, что тихо строчит донос, а потом в церковном костюме наносит официальный визит больному Борису, выступая орудием в интриге непроницаемого аппаратчика Шуйского (Штефан Рюгамер).

Вся жизнь Бориса проходит на улице среди толпы, которой он не интересен. Пока он страдает в одиночестве, рушится мир: исчезает царский стол, появляется охваченная бедствием толпа, среди которой мучимый фантомами подсознания царь произносит свой монолог, адресованный призраку убитого царевича. Так, среди мрака и смуты Борис доходит до своей последней черты. Сидя на троне, больной, брошенный всеми и беспомощный, он скажет последние слова сыну, обращаясь в пустоту. Безумный царь на троне посреди Тверской. На этой точке спектакль замрет: электронное время дошло до знака «ноль».

 

Берлин–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2045
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4731
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2589
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2974

Другие новости