Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Кто-то сказал, что найти грустное в смешном гораздо легче, чем смешное в грустном. Ничего удивительного – смешное лежит на поверхности, смешное просится в руки, смеяться над другими любят все. А грустить с другими – поди попробуй.
Наверное, слагаемых успеха Эльдара Рязанова много. В причинах успеха разобраться всегда сложнее, чем в причинах неуспеха. Успех запрограммирован и воспринимается как само собой разумеющееся, как некий «штатный» итог работы. Смеемся – и слава богу. А уж почему да отчего – какая разница? Но Рязанов, кажется, первый советский кинокомедиограф, кто заставил зрителя смеяться грустно. В советские времена смеяться грустно было нельзя – грусть заставляет задумываться, а задумываться советскому человеку было категорически противопоказано. Как бы чего не вышло... Поэтому, прислушавшись к профессиональному чутью, и отказали в свое время Рязанову, когда захотел он снять «Иронию судьбы». Сказали, что не нужны нашему зрителю ночные похождения алкоголика.
Самый ценный шоколад – горький. Самая интересная сказка – про тебя самого. Самый опасный смех – невеселый. А добрый сказочник – он ведь добрый только до тех пор, пока сказка – ложь. Поэтому Рязанов не самый веселый человек на свете. В свои 80 он хорошо знает, что в России смех без причины – это признак не России.