0
6324
Газета Культура Интернет-версия

11.06.2008 00:00:00

Шоумен Николай Цискаридзе

Тэги: солист, балет, реклама


Дерево – дуб, фрукт – яблоко, поэт – Пушкин, солист балета – Цискаридзе. Вряд ли – имея в виду последнюю «пару» – именно так срабатывает сегодня подсознание большинства россиян, но кажется, что подсознание Цискаридзе заставляет танцовщика делать все, чтобы никаких других вариантов не было. Танцевать для этого мало. Наверное, можно и вовсе не танцевать. Образ и суть не всегда соприкасаются, это известно.

Николай Цискаридзе, солист балета Большого театра, – фигура во многих отношениях любопытная. То есть о нем есть что сказать и балетным критикам, в последнее время, правда, посвящающим ему все менее комплиментарные заметки. Все чаще и чаще его имя мелькает в светской хронике. Пожалуй, самое интересное в нем, в тех переменах, которые переживает он в последние, наверное, не месяцы – годы, – это небезуспешные попытки стать шоуменом и одновременное желание сохранить свое место на балетном пьедестале. То есть – остаться художником, солистом балета Большого театра. До него пытались соединить это Анастасия Волочкова и Николай Басков. У них не получилось. Может, потому что искусства, таланта недоставало? В конце концов быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей.

Цискаридзе – на фронтоне Большого театра, рекламирует шоколад «Вдохновение», правда, в балетном сюжете. Но здесь важно: «безымянный» танцовщик оживает и обретает линии и черты лица Николая Цискаридзе. Девушка, его партнерша в этом рекламном сюжете, согласитесь, так ведь и остается неузнанной. Он – узнаваем. Еще раньше Цискаридзе по стопам Владимира Спивакова обнажил торс – ради рекламного плаката мюзикла «Ромео и Джульетта». Украсил собою Москву. Такого рода смелость, конечно, способна привлечь в зал Большого театра тех, кто до того и не думал, что кроме прочего может увлечься еще и балетом. Кто тут бросит камень в Цискаридзе: расширение аудитории – дело хорошее и каждый солист в меру сил и таланта должен это делать. Другое дело, что все эти и другие рекламные шаги никак не влияют на, скажем, уровень танца. Но разве Цискаридзе плохо танцует?

Нет, не плохо. Но уже давно он не танцует хорошо. Правильнее сказать: он не занимает в балете то место, на которое претендует. Эта разница, этот зазор – все разительнее, все заметнее. Любую критику у нас воспринимают как бунт завистников. Попробуем спокойно – о технике танца.

Цискаридзе гордится тем, что занимается в женском классе Марины Тимофеевны Семеновой, которой, кстати, он посвятил лучшее из трех отделений своего гала-концерта. При этом даже балерины начиная с Плисецкой наоборот ходили в мужской класс Мессерера, когда он был жив. XX век сперва открыл, одновременно – и прославил мужской танец. Цискаридзе, если можно так сказать, на практике (не на словах) сам отказывается от самостоятельности своего танца. Далее. Если говорить уже о драматической стороне: Цискаридзе не склонен к перевоплощению, это не самая сильная сторона его таланта, а чем дальше – тем менее стремится к этому. На сцене в любой роли он никогда не персонаж, он – всегда сам, Николай Цискаридзе. Не он примеряется к новым ролям, роли подыскивают «под него». И в каждой новой он преподносит себя, только себя, не пытаясь открыть что-то новое – к слову, и в себе самом, хотя хотелось бы – чтобы и в новом герое – тоже. И эта его манерная «самость» совпадает с задачами роли в «Золотом веке» (Конферансье), Злом Гении, Германе («Пиковая дама» Пети). А в остальных ролях он только меняет костюмы. Его сильная сторона – редкой красоты ноги: идеально плавные линии и впечатление мягкости, эластичности. Странно, что с такими ногами он прошел мимо репертуара, в котором они должны были бы блистать, – балетов Бурнонвиля, рассчитанных на трудную виртуозную технику мелких движений ног. Он танцевал только «Сильфиду» и отчасти этой технике близок французский стиль Пьера Лакотта в «Дочери фараона», но это не главные роли его репертуара. Цискаридзе – ученик сильного педагога Петра Пестова и, в общем, владеет арсеналом этих движений, но для репертуара Бурнонвиля нужно было бы иначе строить режим ежедневных занятий.

Трудно не считаться – сегодня особенно – с серьезнейшей, притом широко разрекламированной травмой колена. Вообще сам факт, что он вернулся на сцену после нее, – подвиг. Но нельзя сказать, что его техника и форма полностью восстановлены: прежней эластичности, гибкости, утонченности линий и свободы стало заметно меньше. Но зачем ему настаивать на большем, если признание и так сопровождает его все эти годы. Пока он мил – милы и с ним. Но ему хочется занимать места больше, чем он может занять.

Совсем свежий пример. В Большом проходит какое-то выездное медицинское обследование. Десяток телекамер, в Атриуме – аншлаг: солисты пришли на прием к докторам. Самый разговорчивый – Николай Цискаридзе. Его спрашивают про ноги, разговор плавно поднимается выше: «Я танцую головой, поэтому я – Николай Цискаридзе, а все остальные пишутся через запятую» (в сюжете НТВ). Особенно хорошо прочесть или услышать эти слова вместе с рецензиями на недавний гала-концерт Цискаридзе в Большом, где через запятую писали о недостатках, довольно-таки безжалостно, причем даже те, кто еще недавно был к нему благосклонен. Что же: действие равно противодействию. Чем агрессивнее Цискаридзе будет заниматься самопиаром, тем менее снисходительно будут относиться к его сценическим неудачам. А если он и вправду полагает себя первым, то придется признать: кризис мужского танца – налицо. Ведь живы еще те, кто помнит на сцене Владимира Васильева, Мариса Лиепу, Михаила Лавровского, кто видел Нуриева.

Вопрос не в количестве самопиара, а – как в случае с медицинским обследованием – с его грубостью, которая противоречит другому – главному имиджу художника и солиста.

До того как возник этот гала-концерт и многочисленные интервью вокруг него, о Цискаридзе заговорили вдруг как о возможном преемнике Алексея Ратманского. Возможно, источником информации был сам Цискаридзе, однако же все комментарии в итоге сходились в том, что такой вариант – маловероятен. Почему? Ну, во-первых, потому, что Цискаридзе – воспользуемся названием одного из самых знаменитых его номеров – нарцисс, иначе говоря – одиночка, а худрук балета должен прежде думать о родине, а потом – о себе. Жизнь и судьба труппы важнее собственной славы. Нет, это, кажется, совсем не про Цискаридзе. Во-вторых, худрук балета должен быть хореографом. Хотя карьера Цискаридзе-танцовщика движется к завершению, хореографом он заделаться не спешит.

В итоге, как известно, на эту должность пригласили Юрия Бурлаку. И тут Цискаридзе позволил себе несколько довольно странных заявлений. Хотя сам танцовщик выражался довольно путано, сказанное им в одном из радиоинтервью воспринималось однозначно: слушаться нового худрука он не собирается, поскольку не понимает, как и в чем он, в смысле новый худрук, может им, Цискаридзе, руководить. Слушалось это так: для того чтобы руководить самим Цискаридзе. В общем, не каждому дано такое право. И Юрию Бурлаке, судя по всему, он в таком праве отказывает. Вполне возможно, что Цискаридзе имел в виду совсем другое, – так воспринимались его слова.

Впечатление, что ему хочется, чтобы все согласились с тем, что Большой – это он. А это не так. Тем более что реально ему сегодня по силам «Корсар», в котором только одна виртуозная вариация на три акта. Еще – «Пиковая дама», поставленная для него, где однако сильна роль Илзе Лиепы, соперничающей с ним за премьерство в этом спектакле. С партиями Злого гения в «Лебедином» и принца Дезире в «Спящей красавице» в версии Григоровича он справляется, а вот «Баядерку» уже танцует с трудом. «Золотой век» идет редко. «Легенду о любви» он пока танцует, но тоже с трудом: в мае его имя значилось в афише, но он так и не станцевал спектакль. В антрепризе Андриса Лиепы в фантазиях по мотивам балетов Фокина Николай Цискаридзе скорее позирует, а не танцует. Ну вот так. Остаются слова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1150
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1587
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1176
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
987

Другие новости