0
883
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

Как мистер Бин в "Саду" паясничал

Тэги: кинофестиваль, сад, чехов, комедия


Одной из фирменных примет Московского кинофестиваля в последние годы стал отбор конкурсных фильмов по принципу «А почему бы и нет?». Несомненным достоинством конкурсных картин является отсутствие у них ярко выраженных противопоказаний. В определенном смысле презумпция невиновности: пусть кто-нибудь докажет, что фильм плохой. А пока не доказали – все в порядке. Берем. Доказывать особо никто не спешит – и правда, не постыдно. Но и хвалить не хочется.

В этом году с конкурсной ситуацией пока мало что изменилось. «Почти девственница» патриарха венгерского кино Петера Бачо, израильско-немецкий «Для моего отца» Дрора Захави, испанский «Пробуждение ото сна» Фреди Мас Франкеза, «Абсурдистан» Файта Хелмера – довольно стандартный набор из мелодрам, социальной комедии, психологической драмы. Набор не обидный, но и не радостный.

С нетерпением ждали новую работу Романа Балаяна «Райские птицы», представленную на конкурс от Украины. Балаян обращается к началу 80-х, когда из всех щелей Советского Союза торчали уши КГБ, а население страны делилось на тех, кто слушает «голоса», и тех, кто о них ничего не знал. «Райские птицы» – это рассказ о судьбе нескольких диссидентов, о том, куда ведут выбранные ими пути. Балаян как режиссер обладает такой удивительной искренностью и зрелой чистотой, что любая тема, в руках другого наверняка превратившаяся бы в объект спекуляции, у него начинает раскрываться словно сама по себе, как цветочный бутон. Казалось бы, сценарий с самого начала был направлен на то, чтобы путешествие в прошлое превратилось в хрестоматийные слезы-сопли. Но у Балаяна – лишь звенящая нота, пронзительно, немного жалобно и очень нежно. У него вообще нежные и стыдливые руки, к ним не липнет пошлость. Даже когда влюбленные герои летают по небу, как на картине Шагала, думаешь только о том, что это красиво, лирично и по-мюнхгаузеновски задорно. Тем более что к Мюнхгаузену в фильме немало прямых отсылок – даже герой Олега Янковского, старый наивный диссидент, нет-нет да и заговорит с интонациями «того самого Мюнхгаузена». А уж «Полеты во сне и наяву» (опять Янковский) здесь прячутся почти за каждым кадром, чуть ли не за каждой репликой. И думаешь, что ведь герои фильма пытались разобраться со своей свободой именно тогда, когда маялся от собственной душевной тесноты герой Янковского из «Полетов┘», зарываясь в стог сена, словно прячась от стыда, от боли за самого себя. Он прятался, а герои «Райских птиц» ловили свободу, расшибая лбы, теряя любимых, летая, падая, ползая.

«Райские птицы» – словно взгляд повзрослевшего человека на те самые «Полеты┘». И, быть может, попытка объяснить, почему так отчаянно и зло куролесил в том фильме Сергей, герой Янковского. Может, он просто не нашел свою свободу? Или нашел, но потерял. И может, он – это поумневшие герои «Райских птиц», тоже переросшие свободу, разочаровавшиеся в ней?

Профессионализм Янковского и Балаяна, обаяние молодых актеров Андрея Кузичева, Егора Пазенко, Оксаны Акиньшиной вытягивают сумбурный, запутанный, без царя в голове сценарий Рустама Ибрагимбекова.

Если Балаян вытягивает Ибрагимбекова, то Сергей Овчаров своим фильмом «Сад» выносит суровый вердикт Чехову. Оказывается, «Вишневый сад» никуда не годится. В смысле пьеса. Известный фолк-эксцентрик Овчаров («Небывальщина», «Левша», «Сказ про Федота-стрельца»), шутник и мастер стеба, проявил недюжинную способность сохранить текст в неприкосновенности, но сделать его настолько неслышным, что впору подумать: а был ли Чехов? А может, Чехова-то вовсе и не было? На экране подчеркнуто павильонный цветущий сад, по скрипящим половицам игрушечного дома расхаживают игрушечные персонажи, говорящие картонными голосами. Раневская – то ли девочка, а то ли виденье. Гаев – типичный мистер Бин. Епиходов – Бенни Хилл. Фирс – Дракула. Аня – невеста всех времен и народов. Варя – старая дева всех времен и народов. Петя – воинствующий дурак всех времен и народов. Маски-шоу, одним словом.

Авторы решили совсем буквально понять заверения Чехова, что «Вишневый сад» – комедия. Раз комедия – то будьте любезны паясничать. А то опять в трагедию загоним. И словно испугавшись, что и правда выкинут обратно из комедии, все как один тут марионетничают от всей души. И даже тела – как, скажем, Шарлотта, вдруг скидывающая платье и устраивающая показательные гимнастические выступления на лужайке.

Иногда, чтобы что-то оценить, надо потерять. Увидев экранизацию «Вишневого сада», начинаешь особенно ценить чеховское слово и чеховскую атмосферу, которые режиссер так тщательно спрятал за комедийными масками и картонными голосами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
470
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
584
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
496
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
408

Другие новости