0
880
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2008 00:00:00

Пластические хирурги кинематографа

Тэги: венеция, кинофестиваль


венеция, кинофестиваль Афиши «Бумажного солдата» рядом с портретами Челентано. Фильм с его участием в программе кинофестиваля – сегодня.
Фото автора

Фильм Алексея Германа-младшего в этот раз русская публика ждала особенно трепетно: общая смазанная картина нынешнего венецианского конкурса, присутствие в ней фильмов, которые, не ясно как прошли частое отборочное сито, измельчание идей и замыслов – все это давало дополнительные надежды.

Если совсем коротко, то «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего – фильм о шестидесятниках. О том, как они верили в «души прекрасные порывы», как метались порой между совестью и долгом, как горели не ради славы. И как сгорели ни за грош. Главный герой картины, врач самого первого отряда космонавтов Даниил Покровский (Мераб Нинидзе), – один из немногих, кто боится отправлять живого человека в космос. Страстные монологи о прекрасном будущем, о вере в светлые идеалы и в наше космическое превосходство он перемежает мучительным несогласием с самим собой, с опасениями – а вдруг погибнет человек на орбите? По ходу дела он рвет отношения с женой Ниной (Чулпан Хаматова), пытающейся утихомирить его метания. Параллельно на Байконуре вовсю идет подготовка к полету первого человека в космос. Остались считанные дни. Еще неясно, кто полетит, в маленьком отряде космонавтов – свои непростые отношения. Прорыв великой советской державы в космические дали происходит в глухой казахской степи, где только грязь, лужи, холод, бабы с пустыми ведрами, наспех сколоченные бараки. 12 апреля 1961 года из всей этой грязи руками выталкивают черную «Чайку», которая увозит Гагарина на космодром, и в один из ключевых для истории человечества моментов – взлета ракеты – главный герой умирает от сердечного приступа.

Потому что, как поется в песне Окуджавы (ее по ходу действия не раз поют герои), «ведь был солдат бумажный». Бумажного солдатика век недолог, жизнь его бестолкова, а смерть – не трагедия. На несколько минут в самом конце фильма мы перенесемся на десять лет вперед, в 1971-й, чтобы увидеть: главный герой и жил, и сгорел напрасно. Все, во что он верил, рухнуло, не успев толком родиться.

Наверное, эту картину можно было бы расценить как реверанс в сторону шестидесятников, как прощание с уходящим постепенно поколением. Это поколение запускало ракеты и слушало на прокуренных кухнях под водку «Голос Америки», верило в новую оттепель и умирало, не дождавшись. Режиссер, кажется, не успел разобраться ни в своем отношении к героям, ни в самих героях. Противоречивость главного героя доведена до абсурда, его монологи в стиле чеховского дяди Вани (по ходу дела герои то и дело вспоминают Чехова) раздражают все больше и больше, и наступает момент, когда недоумение становится главной эмоцией зрителя. Мы здесь затем, чтобы вместе с режиссером посмеяться над этими нелепыми людьми и их ничтожными терзаниями? Но ведь эти люди в отличие от часто поминаемых тут ленивых и никчемных чеховских персонажей действительно запускали спутники и ракеты, не говоря уже о вещах менее значимых. И как разберешься – страна виновата в трагедии этих людей или эти люди виноваты в трагедии страны?

Герман-младший путается сам и путает других. Он мечется почище главного героя, пытаясь понять, во имя чего снимает свое кино. И от этого фильм все время словно вертится подобно флюгеру по ветру сиюминутного настроения режиссера. Герман хочет сказать сразу очень много, но, как и бывает в таких случаях, получается лишь не очень внятная скороговорка. Метафорам здесь тесно (чего стоит сцена, где жена героя попадает случайно вместо космодрома в лагерь жен изменников родины, откуда военные пытаются отправить на свободу засидевшихся жен изменников, а те не хотят), случайные персонажи случайны в самом прямом смысле слова. Наступает момент, когда искусственность конструкции становится настолько очевидной, что ни погибший во цвете лет герой, ни его страдающая жена, да и никто из мельтешащих на экране персонажей не вызывают ни малейшего сочувствия.

Сняв предыдущий свой фильм, «Гарпастум» (тоже участвовавший в Венецианском конкурсе), Алексей Герман-младший оказался на распутье. Кто-то кого-то должен был победить – либо он должен был одолеть тягу к неумеренному эстетству, либо она его. Пока счет не в пользу режиссера. Бывают, скажем, хирурги от Бога. Но один посвящает свою жизнь спасению людей, другой – пластическим операциям. Второе не плохо, но не обязательно.

Этот момент необязательности в нынешнем году задает тон всему Венецианскому фестивалю. Режиссеры выхватывают из контекста времени чью-то судьбу и начинают так и этак мусолить ее своими изящными нервными пальцами. Даже столпы мирового кинематографа тускнеют от недостатка идей и чувств, сосредоточив все внимание на арматуре. На которой – увы – ничего не держится. Великий иранец Аббас Киаростами, художник, которому подвластны все жанры, который способен был любую мысль перенести на экран в виде точного образа, представил в Венеции (во внеконкурсной программе) фильм «Ширин», снятый по принципу отражения. Обратного перевода, так сказать. Он собрал всех известных иранских актрис-красавиц и пустил камеру следить за их лицами. Актрисы смотрят кино, экранизацию поэмы Низами, а мы смотрим на то, как они смотрят. Полтора часа крупных планов. Эстетическое удовольствие бесспорное, лица красивые и одухотворенные. Но от этой красоты становится почему-то тоскливо, словно ее выкатили, как тяжелую артиллерию, прикрыть ослабевшие позиции кинематографа.

И не знаешь: печалиться или радоваться тому, что на этом фоне российский фильм оказался далеко не худшим?

Венеция


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1175
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3132
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
1768
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2110

Другие новости