0
2056
Газета Культура Интернет-версия

14.05.2009 00:00:00

Совсем плохо

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Михаил Трухин и Светлана Колпакова в "Пиквикском клубе".
Фото Екатерины Цветковой

Во вторник очередной, девятый фестиваль искусств «Черешневый лес» открылся премьерой. В МХТ им. А.П.Чехова режиссер Евгений Писарев поставил спектакль «Пиквикский клуб». Несмотря на легкомысленный сюжет и буйство красок на сцене, после антракта в зале появились свободные места.

Премьера – конечно, не показатель успеха или неуспеха спектакля. Приглашенная премьерная публика бывает менее требовательна, однако купившие билеты реже уходят в антракте. Тем не менее: нынешняя премьера «Пиквикского клуба» вызвала у меня не проходившее буквально с первых минут и до самого финала (а спектакль идет долгие три часа) недоумение. И – грусть. Наверное, можно назвать увиденное провалом, если бы провал означал, например, разительное несоответствие между, например, ожиданиями и увиденным результатом. Или – несоответствие между литературной основой спектакля (в данном случае – это роман Чарльза Диккенса, инсценированный Натальей Венкстерн для Художественного театра, не для нынешнего – для давнего спектакля, который поставил в 1934 году Виктор Яковлевич Станицын). Но что такое провал сегодня, когда в ответ на любые вопросы, скажем так, художественного порядка, ссылаются на кассу? Не уверен, что на «Пиквикский клуб» будут ходить, лично я – никому не посоветую, но и обратной уверенности тоже нет.

Что же там такого плохого?

Декорация – замечательная. Везде пишут и говорят, что художник Зиновий Марголин выкатил на сцену двухэтажный красный лондонский автобус. Правду говорят. Зачем – непонятно, но такой автобус в спектакле есть. Костюмы (за них отвечает Леонид Алексеев) вызывают еще больше вопросов, но ведь на любой из них (про джинсы или спортивные трикотажные штаны) всегда найдется ответ: мол, художник увидел это так. И дела ему нет до того, что английские путешественники у Диккенса одевались иначе. Я не догматик, пусть одеваются как хотят, пусть хоть голыми на сцену выйдут, если только есть в этом хоть какой-то смысл. Мысли задней или передней, согласно которой сэр Пиквик в исполнении Александра Феклистова одет с большим или меньшим изяществом, а его товарищ по клубу Натаниэль Уинкль (Аркадий Киселев) – по-спортивному, с рюкзаком на плече, – такой ясной мысли в спектакле не прослеживается.

Зачем вообще театр взялся за этот сюжет о господине Пиквике и его друзьях, персонажах нелепых, забавных, попадающих в силу своей искренней наивности и прекраснодушия в дурацкие ситуации? Непонятно. Опасность, как бывает, приходит с неожиданной стороны. В данном случае в программке по какому-то, вероятно, тоже прекраснодушию допустили слова Виталия Виленкина, историка Художественного театра, который рассказывает про ТОТ «Пиквикский клуб», называет актеров, в нем игравших, и между прочим пишет, как хохотала публика. Наверное, было смешно. Сомневаться не приходится: через четверть века после премьеры сам Станицын записал этот спектакль на радио, и его можно услышать. Кторов, Массальский, Грибков, сам Станицын, Болдуман, Зуева...

Еще одна «подстава» – обращение к зрителям режиссера спектакля Евгения Писарева. Во-первых, из нее все-таки понятно, что режиссеру известно содержание романа. Во-вторых, он делится своим ощущением: «Пиквикский клуб», пишет он, прекрасен тем, что среди его героев хочется жить.

Глядя на сцену, так не думаешь.

Нынешняя премьера смущает каким-то снежным комом незнакомых, неведомых лиц. Даже в программке некоторых имен найти так и не удалось. Их не знаешь и, честно говоря, желания нет узнавать их имена: вряд ли когда-нибудь пригодится... Но кто эти люди? Где они учились? Как оказались в Художественном театре? Видно, что вся происходящая на сцене беготня из угла в угол, суета и кутерьма входила в условия игры. Тем хуже. Тем жальче.

Зачем зритель приходит в театр? Чтобы найти, например, пространство для сопереживания. Чтобы история была интересная... На красивых актрис посмотреть... В «Пиквикском клубе» красивые молоденькие актрисы есть, но и это не радует. А ведь среди многих незнакомых встречаются и узнаваемые лица хороших актеров. Александр Феклистов, Стас Дужников, Михаил Трухин, Сергей Беляев, Юрий Чурсин... Хорошо играет только Трухин, тут не скажешь, что плохо. А про Феклистова, при всем уважении к его таланту, уму и прежним заслугам, добрых слов почти не подберешь. Так что в сухом остатке – Трухин да две песни «Битлз», одну крутят в начале, другую – в конце спектакля.

И вот что еще мучило меня, пока шел спектакль. А что «Конек-Горбунок», который тот же Писарев и поставил? И каждый раз я отвечал на этот вопрос однозначно: «Горбунок» все равно очень был хороший и Писарев поставил замечательный спектакль. А «Пиквикский клуб» – совсем не хороший. А почему так – не знаю. Может, времени не хватило.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
526
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
651
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
550
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
452

Другие новости