0
925
Газета Культура Интернет-версия

18.05.2009 00:00:00

"Другая жизнь" в "Нормальной цивилизации"

Тэги: выставка, живопись


выставка, живопись Константин. Батынков. Бегущие по волнам.

На прошлой неделе Московский музей современного искусства вместе с Крокин галереей открыл в здании в Ермолаевском большую выставку Константина Батынкова. «Другая жизнь» кроме одноименной серии предъявила живопись, графику (в том числе рисунки для журнала «Эксперт») 1990-х-2000-х и видео-хроники батынковской работы в Нигере. А в пятницу в XL открылись двери в «Нормальную цивилизацию» Константина Звездочетова.

Сравнивать Батынкова и Звездочетова - все равно что рассуждать об Иване Ивановиче и Иване Никифоровиче. Даже если не восхищаться в который раз двухметровым ростом бывшего баскетболиста Батынкова, не вспоминать, что он окончил Институт гражданской авиации, курсы художников-декораторов на «Мосфильме», был в московском «филиале» «Митьков» - тогда как Звездочетов, со своей совсем другой индивидуальностью (внешней и художественной), учился в Школе-студии МХАТ. У первого вполне эстетски выстроенная ретроспектива, заполнившая четыре музейных этажа десятками метров творческого самовыражения. У второго - «тотальная инсталляция», environment, обустройство одного галерейного зала в увиденную как бы глазами совка мечту о dolce vita «за кордоном». Сопоставить можно разве что всем известную творческую плодовитость двух художников. Оба прочно заняли свои ниши благодаря полуремесленному (без негативного оттенка), но разговаривающему с потенциальным собеседником просто и внятно, языку.

Персоналка Батынкова, если принять ее за status quo на данном участке пути, явственно демонстрирует несколько вещей. Прежде всего, неровное качество работ (а «изъясняется» художник сериями) - вероятно, вполне сознательное. И если серии «Лошади» или «О войне» показывают замечательного рисовальщика, этакого графика-монументалиста, то «Москва» с ее нарочито небрежно написанными видами и повседневными катастрофами оставляет абсолютно равнодушными не столько даже потому, что это сделано так (как? да никак - судя по всему, в данном случае техника автора интересовала меньше всего), а просто в силу того, что, как говорится, не звучит.

Батынков любит панораму (ведь и серия предполагает взгляд в целом) - он видит ее в рассекающих неведомые моря кораблях, в лесных чащах, в военных сценах, в парящих по небу человечках мушиного размера. Он выбирает сюжеты и вглядывается в них как бы издалека, посмеиваясь над своими неуклюжими героями из какой-то «другой жизни». Над серыми тенями-солдатиками, отпечатавшимися на «памяти» обоев чьих-то домов (серия «Сын полка» - одна из самых пронзительных у Батынкова), над уместившимися в один мотоцикл десятками пассажиров, которые превратили «Средство доставки» (название цикла) в подобие сороконожки. Большинство работ монохромные - черно/серо/буро-белые. Объясняется просто: в мастерской, где Батынков работал много лет, не было окон. Одни из последних по времени произведений на выставке - «10 соток» с кривыми домами, «разъедаемыми» цветным живописным месивом почти до остова. А самая ранняя - жующий щекастый мальчик («мальчик с краном - Костя Батынков», - следует из экспликации), строящий из кубиков домики, очевидно, для светлого будущего - в радостном фильме 62-го года. И все это - другая жизнь.

В XL галерее (выставку, кстати, ждали долго, еще с осени) Константин Звездочетов в дурашливо-китчевой манере, известной еще со времен «Мухомора» (он был одним из зачинщиков группы в конце 70-х), рассыпал, будто из рога изобилия, блага западного общества. Пространство XL превратилось в эдакий остров сокровищ, где есть все, что необходимо нормальному человеку - от желтого песка и синего моря до агента 007, буги-вуги и танго, неиссякающего райского изобилия в виде громоздящегося роя чемоданов и коробочек, где героин подают прямо на пляжный столик в коробках из-под пиццы и впаривают башмаки, что просят каши. Там все - «super». Сказать про это больше особенно нечего. Посетители улыбаются, веселенькая оголтелость радует глаз.

Собственно, и Батынков, и Звездочетов создают эпос, играют в мифологию (к Батынкову это применимо чуть меньше, но тоже относится). Правил изобретенной некогда каждым из них игры они не меняют, это видно по обеим экспозициям. У Звездочетова - абсолютная ностальгия, привет из далекого прошлого, привлекательный именно своей обращенностью назад. Батынков, хотя иногда берется за реалии жизни («Москва. Точечная застройка», «Москва. Сити»), тоже живописует эпос. В общем, условия игры известны, кому нравится - пусть играет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
503
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
625
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
532
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
436

Другие новости