0
1801
Газета Культура Печатная версия

25.05.2009

Яичница "Фаберже"

Тэги: фаберже, вексельберг, выставка


фаберже, вексельберг, выставка

В Отделе личных коллекций ГМИИ имени Пушкина открылась выставка, посвященная тому - от пасхальных яиц до вязальных спиц - что связано с Домом Карла Фаберже и еще с некоторыми мастерами той эпохи. Такое широкое и даже амбициозное название экспозиции намекает в том числе и на то, что с тех пор как Вексельберг приобрел произведения Фаберже в 2004 году, его собрание пополнилось новыми предметами как Фаберже, так и других фирм.

Корни Карла Фаберже уходят во Францию XVII века. Людовик XIV не пожелал видеть гугенотов-протестантов в пределах своего королевства. Оказавшиеся среди неугодных Фаберже добежали в итоге до России. В 1842-м отец Карла Густав открыл в Петербурге ювелирный магазин, который перешел к Карлу в 1870-м. Через пятнадцать лет он уже назывался придворным ювелиром. Корни коллекции Виктора Вексельберга и специально созданного им Фонда (финансировавшего, например, возвращение в Россию архива Ивана Ильина, а также колоколов Свято-Данилова монастыря из Гарварда) уходят, как известно, в 2004-й. Когда российский предприниматель выкупил еще до начала аукционных торгов Sotheby’s все то, что собирал Малколм Форбс с 60-х годов. Наследники Форбса получили больше $ 100 млн. Хотя империя Фаберже не пережила Российскую империю, сегодня бренд жив. Владеющая им американская компания производит не только ювелирные изделия, но также сигареты и галстуки. Дело, надо полагать, выгодное, хотя не то чтобы прямо уж продолжает традиции. Но поскольку выгодное, то и переговоры о покупке марки Вексельбергом продвигаются не слишком успешно. Зато говорят, что есть планы устроить музей Фаберже в петербургском Шуваловском дворце (как выяснилось на пресс-конференции, Большую Морскую, где когда-то располагалась фирма, не рассматривали) и в Москве.

Предположу, что самое яркое впечатление от нынешнего показа все равно останется в первых залах с пасхальными яйцами. Вексельберг заполучил 9 из 42 известных императорских пасхальных яиц и стал в этой области рекордсменом после кремлевской Оружейной палаты. Здесь и незатейливая «Курочка», вылупившаяся в 1885-м в подарок императрице Марии Федоровне. Это - начало всей яичной эпопеи. Дальше будут такие, что, как говорится, слова в простоте не скажут. Тут и «Коронация» с сюрпризом-каретой, точной копией коронационной кареты, что использовали еще с XVIII века. Сама карета в Эрмитаже, и когда дело дошло до ее реставрации, то ориентировались на эту копию. И «Лавровое (оно же апельсиновое) дерево», из которого должен появляться соловей. И «Бутон розы», попавший, по легенде, к одному нерадивому англичанину, который запустил им в свою жену. Именины, годовщины коронации и царствования; эмали, алмазы, нефрит, агат┘

Портсигары, часы, оклады икон (хотя они реже, чем все остальное), как бы наивные простенькие цветы в стаканчике «с водой» из горного хрусталя, подносы и чарки, запонки. Все, что было нужно и не очень, вплоть до такой мелочевки как рамки для фотографий, настольные звонки и ручки зонтов. В ренессансном стиле, с витиеватой изнеженностью рококо, с чувством знания модерна (кстати, среди авторов эскизов произведений был, к примеру, Александр Бенуа), с акцентом à la russe. Показ почти 300 предметов (около 30 % от всей коллекции Вексельберга) порой напоминает, простите за грубое сравнение, игру мускулов или бряцание оружием. Роскошно? Как правило, да. Впечатляет? Временами. Был ли какой-то принцип организации экспозиции (кроме залов с яйцами и иконами) - остается сомневаться.

Почему бы кроме сухих каталожных подписей вроде «М. Перхин», не напомнить, что это один из главных мастеров фирмы, пришедший к Фаберже сын крестьянина? Может, рассказать про знаменитые эмали Фаберже, про то, как их сложно в несколько этапов получали, как нашли больше 140 оттенков, как разную фактуру имитировали гильошированием (орнаментальной гравировкой, к примеру, по металлу). Известно, что не все однозначно признавали за Фаберже высокую художественную ценность. Китч с зажигалкой в виде волка в шали, который из пасти должен изрыгать огонь, с бонбоньеркой в виде бульдожьей головы, с набором пепельниц всех карточных мастей - был бы прекрасный отдельный сюжет!.. В большом разделе с иконными окладами помимо фирмы Фаберже представлено много других московских и петербургских мастеров. И есть подозрения, что многие захотят узнать о них что-то еще кроме имен (можно надеяться, что после открытия это будет сделано).

Но ведь можно просто наслаждаться искусством, когда произведения говорят сами за себя?! О, да! Но кажется, что важен не только стиль, тем более что его и китчем считали, а то, почему именно такое место Фаберже занял в эпохе. На выставке «Эпоха Фаберже» первая в проигрыше.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Современное искусство между Кремлем  и мэрией

Современное искусство между Кремлем и мэрией

Дарья Курдюкова

На Тверской открылось галерейное пространство Cube

0
742
Испытание совершенством

Испытание совершенством

София Вишневская

Глаз – экран, а что на нем отображается, зависит от смотрящего

0
888
Фотовыставка.  "Московские subъективы"

Фотовыставка. "Московские subъективы"

0
500
Как звучит пустота

Как звучит пустота

Дарья Курдюкова

Павел Отдельнов исследует секретную "Промзону"

0
1201

Другие новости

Загрузка...
24smi.org