0
898
Газета Культура Интернет-версия

25.03.2010 00:00:00

К вопросу о ┘

Тэги: москва, фестиваль, музыка


москва, фестиваль, музыка Ударные – один из самых любимых инструментов современных композиторов.
Фото Федора Софронова

Французская певица Донасьен Мишель-Данзак стала открытием второго дня фестиваля современной музыки «Московский форум». Овации, которыми благодарила ее публика скромного по размерам Рахманиновского зала консерватории, могли бы конкурировать с теми, что звучали по соседству, – в Большом зале в этот день пела Анна Нетребко.

За час до начала концерта Донасьен Мишель-Данзак просит ее не беспокоить – она настраивается. Она тактично просит организаторов не пускать в зал опоздавших, а слушателей – уже со сцены – отключить телефоны: «И мне, и вам нужна концентрация». Такое отношение, честно говоря, подкупает.

Донасьен Мишель-Данзак исполняет пьесу французского композитора Жоржа Апергиза «Речитации» для сопрано соло. Понятно, для чего ей нужна концентрация – добрых 40 минут она будет находиться один на один и с партитурой, и с залом. Слушатели, затаив дыхание, следят за фантастической виртуозностью певицы – она в одиночку блестяще справляется с музыкальной тканью, которую мог бы исполнить, скажем, квартет или даже ансамбль. Каждая из речитаций – один из образов женщины (а все сочинение, как говорят, ее портрет) – передается музыкальными и фонетическими средствами с поразительной точностью. Не надо знать французский, для композитора важнее не сам текст, а его звучание, вот им и нужно наслаждаться. И вообще, слова «звук» и «звучание» (и практически научный подход к этим феноменам), пожалуй, коренные в новейшей французской музыке, которой, кстати, и посвящен нынешний фестиваль. «Французов отличает честная и профессиональная работа с самим материалом┘ И главным для них является звук», – говорит художественный руководитель фестиваля Владимир Тарнопольский.

Если быть точнее, «Московский форум-2010» называется «Франкофония» и проходит, нетрудно догадаться, в рамках перекрестного года Россия–Франция. Этот перекресток и определяет лицо программы, в которой наблюдается вековой срез франко-русских отношений. Стравинский и композиторы разных эмиграционных волн – Вышнеградский, Обухов, Волконский, Лурье; Пьер Булез и его младшие современники; наконец, самые «свежие» российские композиторы – те, на кого можно уже сегодня сделать ставку. Один из них – Николай Хруст, кстати, провел около месяца в резиденции двух французских электронных центров: CIRM (Ницца) и GRAME (Лион) и по их заказу написал пьесу Fluting point («Плавающая запятая»), ее вчера исполнил французский Ensemble Orchestral Contemporain под управлением Даниэля Кавки – один из участников фестиваля. Николай делится впечатлениями от пребывания во Франции: «┘Там великолепное оборудование, аппаратура, там есть даже старые аналоговые синтезаторы – потрясающий микрофонный парк┘ Я работаю в нашей электронной студии, но она не может обеспечить такого уровня, у нас даже тон-зала нет» (тон-зал – специально оборудованное помещение, где можно проводить эксперименты с записью звука. – «НГ»).

Здесь вновь встает проблема, которая волнует адептов современной музыки, – назовем ее мягко недостатком должного внимания. В то время как даже в Москве, скажем, нет полноценной студии, во Франции их – семь, с центром в знаменитом IRCAM, созданном 30 лет назад. Между прочим, площадь перед IRCAM (а он, к слову – часть знаменитого Центра современного искусства Жоржа Помпиду) носит имя Игоря Стравинского┘ Когда-то русские подпитывали и вдохновляли европейское искусство, сегодня же проигрывают практически во всем, за исключением таланта, наверное.

Но вернемся же к «Франкофонии». Сегодня в Рахманиновском зале консерватории вновь выступает Ensemble Orchestral Contemporain, и Донасьен Мишель-Данзак исполнит сочинение Филиппа Леру Voix (R)ex, написанное, кстати, специально для нее. В пятницу – эксклюзив: новейшая французская музыка для ударных и электроники (то, что можно услышать только здесь и только сейчас), в субботу, на закрытии фестиваля, – немой фильм Жана Виго «К вопросу о Ницце» (1930) с музыкой Франсуа Париса в исполнении ансамбля «Студия новой музыки» под управлением Игоря Дронова.

Кстати, вход на все концерты бесплатный. И, надо сказать, фестиваль пользуется большим успехом: заняты не только знаменитые подоконники Рахманиновского зала, но и по периметру стоит публика.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1115
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1529
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1149
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
955

Другие новости