0
2622
Газета Культура Интернет-версия

19.09.2011 00:00:00

Новые тихие

Тэги: фестиваль, драматургия


В Москве прошел фестиваль молодой драматургии «Любимовка», традиционно – первый в театральном сезоне. Самый старый российский драматургический фестиваль, «Любимовка» была придумана Виктором Славкиным, Михаилом Рощиным и Алексеем Казанцевым как семинар для начинающих авторов. Здесь «открывали» Василия Сигарева, Ольгу Мухину и братьев Пресняковых. Здесь, наконец, родился культ драматурга Павла Пряжко, чье имя при любой погоде обеспечивает простой читке аншлаг. Здесь на глазах уже других кураторов – художественное руководство фестивалем и большой группой ридеров осуществляет Елена Ковальская – в «новую драму» приходят «новые люди».

Уже лет пять как «Любимовка» переехала из Подмосковья (сначала это было имение Станиславского, потом – разные пансионаты) в московский Театр.doc, где вместо запланированных 60 зрителей помещаются 140. У переезда в Москву есть еще одно существенное преимущество – свободный доступ к читкам; на Клязьму ездили далеко не все – а теперь «Любимовка» стала общедоступной в прямом смысле слова. И второе – главное на фестивале, конечно, читки новых пьес. Но из-за тесной связки с Доком здесь впервые можно увидеть эскизы будущих громких документальных спектаклей. В этот раз нам показали «Разговоры на кухне за два дня до ареста» Сергея Соколова про осужденных за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой Никиту Тихонова и Евгению Хасис. И в тот же вечер – новый проект Елены Греминой и Михаила Угарова «Двое в твоем доме» о Владимире Некляеве и его жене Ольге. И то и другое Театр.doc покажет в текущем сезоне, но зрителями первой пробы стала именно «любимовская» публика, молодая и в подавляющем большинстве не слишком-то искушенная театром.

Неофитство – важная черта и авторов, чьи тексты после летнего отбора попадают в афишу «Любимовки». Да, из тридцати с лишним текстов часть написана уже известными людьми вроде Вячеслава Дурненкова, Натальи Ворожбит с очень удачным «Вием. Докудрама», написанным буквально накануне показа, и того же Пряжко. Но они и обозначены как «офф-программа». Да, основной конкурс в этом году украсила отличная пьеса колядовской ученицы Анны Батуриной «Кафе «Шарур» про девушку из казахской провинции, мечтающую о карьере артистки в большом городе. Но самое увлекательное и полезное – слушать и читать сочинения мало кому известных дебютантов из Минска, Нижнего Тагила, Петербурга или Башкирии. Вот тут-то и становится ясным, чем новые двадцатилетние отличаются от своих ярких предшественников.

Журналистка и прозаик из Перми Любовь Мульменко собрала в полудокументальном «Антисексе» диалоги с сексопатологом и обыденные городские мелодрамы с вечно ускользающими от женской любви пареньками и тоскующими по любви замужними девушками. Театроведка из Петербурга Ольга Стрижак сочинила «Когда солнце сядет (Марина)» про неярких, но странных молодых людей, своих ровесников. Герой «Офелии» московского документалиста Андрея Стадникова – юноша, который вместо свадьбы устраивает свое собственное самоубийство, мечтает «пройти сквозь землю в ад». Девушка из коротенькой «Взлетной полосы» студентки СПбГУКИиТа Анастасии Осанкиной работает на вещевом рынке, но не социальный контекст важен для автора, а рефлексия совсем молодой девушки по поводу своей жизни. Парень из «Позы героя лицом вниз» Марины Крапивиной, одной из лучших «любимовских» пьес этого года, – обыкновенный мачо из офиса, порхающий по бабам с необыкновенной легкостью, привычно циничный и уверенный в себе москвич. И только в «Русостане» прозаика и поэта Халида Мамедова лихо бьют друг другу морды «хачики» и «нацики», скандируя: «Кавказ – сила» или «Москва для русских». Но эта вроде как острая тема не вызвала в публике ничего, кроме разочарования – то ли потому, что пьеса составлена сплошь из банальностей, то ли потому, что в тренде неожиданно оказались куда менее броские высказывания.

«Любимовка» остается самым точным барометром отечественной социодраматургической жизни. Дело не только в профессиональных дискуссиях: они как раз мало меняются, и, как и каждый год, Пряжко пытают на предмет сценичности его пьес, а дебютантов просят как следует выправить сюжет, чтоб было понятно, к чему все-таки автор ведет. Дело в том, куда смотрят новые и старые авторы, какие фрагменты жизни, их личной и не только, они предпочитают описывать. «Любимовка»-2011 отчасти отвечает на этот вопрос: в фокусе внимания – детали, мир глазами частного наблюдателя, не претендующего на полное знание и уж тем более на «месседж». В этом маленьком калейдоскопе документальное перемешано с фантасмагорией, как в «Из жизни живых людей» экс-киевлянки Натальи Антоновой, или сосредоточено на простых вещах, как у минчанина Дмитрия Богославского в «Любви людей», которую с легкой руки Миндаугаса Карбаускиса в Театре Маяковского будет ставить гитисовский выпускник. В неяркости и обычности пьес, написанных уже не огнедышащим Клавдиевым или мощным Вырыпаевым, – своя правда. Она, быть может, не такая эффектная, но именно с ней нам придется иметь дело в ближайшее время. В этом смысле эпиграфом к пьесам «новых людей» идеально послужит цитата из свежей пьесы Павла Пряжко «Злая девушка»: «Три часа спустя. Та же ничем не примечательная улица. Дима выходит из маршрутки, вынимает фотоаппарат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Запад объявил об очередной глобальной гонке вооружений

Михаил Сергеев

Ядерное противостояние вытеснено войной чипов

0
390
Вокруг Путина началась большая рокировка

Вокруг Путина началась большая рокировка

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Приход Белоусова в Минобороны ставит вопрос о новом месте работы Патрушева

0
464
Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Обновленный кабинет министров обещает новую модель экономического роста

Ольга Соловьева

Госдума выполнила свою конституционную обязанность – утвердила состав вице-премьеров

0
400
Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Коммунистам и эсэрам разрешили уйти в оппозицию правительству

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Расцвет демократии в Госдуме при утверждении вице-премьеров выглядит политической спецоперацией

0
319

Другие новости